Руководство по эксплуатации Кранов Манипуляторов

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Руководство по эксплуатации Кранов Манипуляторов. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Инструкции».

Руководство по эксплуатации Кранов Манипуляторов.rar
Закачек 3769
Средняя скорость 9517 Kb/s
Скачать

Руководство по эксплуатации Кранов Манипуляторов

После покупки КМУ и постановки ее на учет в Ростехнадзоре владелец должен ознакомиться с инструкцией по эксплуатации крана. Это необходимо для эффективной работы устройства, а также для профилактики различных поломок. Ознакомиться с инструкцией нужно и тому, кто приобрел установку, и тому, кто будет на ней работать. Тогда и владелец, и оператор не будут допускать ошибок, описанных в документе.

  1. Использование не рекомендованной производителем жидкости для гидросистемы манипуляторов. Из-за этого может выйти из строя вся конструкция КМУ.
  2. Пренебрежение каждодневным и еженедельным техническим обслуживанием кранов. Если узлы трения смазываются несвоевременно, они быстро изнашиваются. Через год такого обслуживания могут появиться люфты, при которых эксплуатировать кран станет опасно.
  3. Систематические ошибки во время управления манипулятором. Например, неправильный порядок приведения манипулятора в рабочее положение. В инструкции описаны правила, регламентирующие данные действия. Из-за ошибок в управлении операторы часто бьют манипулятором по кабине и предметам, которые находятся рядом с машиной.
  4. Использование не по назначению. Например, водитель может пытаться приподнять машину краном или вытолкнуть ее из грязи. Или с помощью стрелы волочь груз по поверхности. В результате таких действий кран испытывает нагрузки, для которых он не предназначен, и может сломаться.
  5. Не соблюдаются правила подъема груза. При различных перемещениях манипулятора его части должны занимать нужные для работы положения. Если данные требования игнорировать, то нагрузка на узлы увеличивается в несколько раз. Такие действия, естественно, приводят к поломке кранов.
  6. Неправильное выставление опор манипуляторов во время эксплуатации. Данные действия приводят к опрокидыванию всей машины, что подвергает опасности не только оператора, но и окружающих людей.
  7. Отсутствие разогрева гидравлической системы в зимних условиях. Процедура необходима для нормального функционирования манипулятора. В летнее время она не требуется, так как при приведении крана в рабочее положение система успевает разогреться.
  8. КМУ, в которых отсутствует маслоохладитель, нуждаются в баке большой вместимости, так как именно в нем охлаждается масло. Он должен быть вмещать такой объем жидкости, который выкачивает насос примерно за 2 минуты. Экономия на баке приведет к быстрому износу всей гидросистемы манипулятора.

Техническое обслуживание механизма

При эксплуатации манипулятора очень важно изучить руководство по техническому обслуживанию системы. В инструкции оговорены правила как ежедневного, так и еженедельного обслуживания. Периодичность может быть указана не только в днях, но и в моточасах.

В инструкции также описывается, в каких местах системы нужно применять смазку под давлением. В некоторых случаях потребуется просто нанести ее на трущиеся поверхности кранов. В процессе эксплуатации КМУ нужно следить за температурой жидкости. При критическом значении установку необходимо остановить и подождать, пока она не остынет. При 100 градусах смазка начинает окисляться, из-за чего теряет свои свойства.

Гидрожидкость меняется примерно раз в год. Правила гласят, что этот срок нужно соблюдать даже если кран не работал весь данный период. Это связано с гигроскопичными свойствами жидкости, которая при впитывании влаги становится эмульсией. При замене продукта необходимо сменить и отработанные фильтры.

При проведении данной операции уделяется внимание показаниям манометра. Этот прибор определяет степень засорения фильтров. При нормальных условиях использования манипулятора стрелка манометра практически не изменяет положения. Показателем большого засорения гидросистемы крана является смещение стрелки в сторону высокого давления.

Разновидности жидкости для гидросистемы крана и процедура замены

Всесезонная жидкость очень удобна и может применяться при эксплуатации многих кранов-манипуляторов. Но если кран эксплуатируется в регионах, где разница между зимними и летними температурами слишком велика, следует покупать как летнее, так и зимнее средство. Правила выбора зимнего раствора для манипуляторов предписывают учитывать температуру его застывания. Она должна быть более низкой, чем предполагаемая температура в зимнее время. Иначе жидкость превратится в массу, которая будет неспособна выполнять возложенные на нее функции.

Нельзя использовать жидкость, не предназначенную для эксплуатации в тот или иной сезон. Летняя будет слишком густой при низких температурах, что приведет к поломке шлангов, насоса и других компонентов системы. А замерзшие клапаны будут не в состоянии сбросить давление. Зимняя жидкость в жару, наоборот, не будет обладать большой вязкостью. Гидросистема машины в таком случае будет перегреваться и выйдет из строя. Кроме того, от перегрева произойдет пересыхание уплотнений гидравлических частей системы, вследствие чего возможны протечки и задиры в гидроузлах.

Перед заменой жидкости обязательно загляните в руководство, чтобы не упустить ни одну мелочь. КМУ сначала складывается в положение для транспортировки. Затем откручивается сливная пробка.

После того как старая жидкость полностью слита, заправляется новая. По окончании процедуры следует несколько раз разложить кран для заполнения системы. Никакие пробки для выпуска воздуха при этом открывать не нужно, так как данную функцию выполняет сапун бака.

Дно гидробака манипулятора оборудовано специальным углублением, имеющим пробку. В нем регулярно скапливаются вода и грязь, и оператор крана должен сливать их каждую неделю. Если воды много, нужно долить чистую жидкость через фильтр во избежание попадания грязи.

Починка и диагностика КМУ

Проводить диагностику и ремонт кранов-манипуляторов рекомендуется с определенной периодичностью, которая указана в инструкции по эксплуатации. Для диагностики стрела должна быть уложена на землю. После этого зазор измеряется с нижней стороны. Некоторые производители КМУ рекомендуют регулярно смазывать трущиеся поверхности. Другие же наоборот отговаривают от таких действий, объясняя это тем, что на смазку налипает пыль.

Если своевременно не заменять пластины, то появляется большой люфт, который ведет к снижению точности перемещения крана. В отличие от пластин, гидроцилиндры при нормальных условиях эксплуатации КМУ могут сохранять свою работоспособность более 10 лет. Но в определенный документами период замена все-таки должна производиться. Если не истек гарантийный срок, нужно использовать только оригинальные детали.

Общеизвестно, что производители кранов-манипуляторов закупают некоторые детали у сторонних организаций. Данные компании сами поставляют на продажу свою продукцию. Поэтому после того, как гарантийный срок истек, можно покупать детали у них и не опасаться, что это нанесет ущерб механизму. Но приобретать у сторонников стоит, только если вы уверены в качестве продукции.

При замене компонентов гидросистемы кранов-манипуляторов полагаться на сторонних производителей не стоит, так как те вряд ли могут предложить что-то достойное. Это связано с тем, что каждый производитель КМУ выпускает системы со своими характеристиками. Кроме того, стоит помнить, что установка является источником повышенной опасности. Ставить под угрозу здоровье оператора и окружающих людей неблагоразумно. Соблюдая все правила эксплуатации, приведенные в инструкции, можно избежать всех описанных выше проблем. Изучайте руководство к вашему механизму, чтобы не допустить даже минимальных поломок.

Итак, вы приобрели новую КМУ. Чтобы поставить ее на учет в Ростехнадзоре, надо представить договор на обслуживание приборов безопасности в какой-либо аттестованной сервисной организации. Владельцу же рекомендуется выполнить по крайней мере визуальный осмотр и проверку герметичности гидросистемы, так как возможны повреждения при транспортировке.

Типичные ошибки, которые допускают в эксплуатации

Прежде всего пользователи не читают инструкцию по эксплуатации. Знакомство с КМУ следует начать с ее внимательного изучения, это поможет избежать многих неприятностей.

Самая главная и типичная ошибка в эксплуатации: использование в гидросистеме рабочей жидкости, не рекомендованной производителем. Половина отказов КМУ в эксплуатации происходит из-за этого. Потребители часто не понимают важности характеристик рабочей жидкости и думают, что можно заправить в КМУ любую гидравлическую жидкость.

Отсутствие ежедневного и еженедельного техобслуживания – просто-таки бич КМУ. Узлы трения не смазывают, и в них идет повышенный износ. Через год-два такой эксплуатации в соединениях манипулятора возникают огромные люфты: шатаются колонна, секции стрелы, а порой и аутригеры.

Третья проблема – постоянные ошибки операторов при управлении КМУ. Научиться управлять установкой просто, достаточно прочитать инструкцию и попрактиковаться всего несколько минут. У некоторых компаний, продающих манипуляторы, есть услуга – обучение операторов. И тем не менее часто управляют КМУ совершенно неправильно.

При транспортировке КМУ фиксируют в сложенном положении на специальных кронштейнах и упорах стальными пальцами либо пружинными кольцами. Так же фиксируют в транспортном положении аутригеры. Перед началом работы фиксаторы следует снять, стрела должна раскладываться из транспортного положения в определенном порядке, который описан в инструкции. Вначале следует вторую секцию стрелы поджать к первой, сняв с кронштейна, а только затем раскладывают первую секцию. Если этого не сделать, либо кронштейн ломается, либо стрела пружинит соскакивая с него, и падает, разбивая все, что находится ниже.

В процессе работы операторы часто ударяют стрелой по окружающим предметам и даже по кабине, забывают убирать аутригеры и повреждают их при движении. Распространенная ошибка: неправильная работа с грузом, например грузы волокут по земле стрелой. При подъеме груза стрела должна занимать определенные положения (все они описаны в инструкции). В противном случае грузоподъемность стрелы будет значительно ниже ее реальных возможностей, слишком рано срабатывает система защиты от перегрузки. Например, максимальная грузоподъемность достигается при определенном угле между первой секцией стрелы и горизонталью. Кинематика КМУ такова, что при подъеме груза нагрузка на один гидроцилиндр может быть 85%, а на другой только 15%. Нельзя использовать манипулятор не по назначению: упираясь стрелой в землю, приподнимать автомобиль для того, чтобы поменять колеса, либо пытаться вытолкнуть застрявший автомобиль из грязи, упираясь в землю стрелой. При этом механизм КМУ испытывает нагрузки, на которые он не рассчитан, гнутся штоки цилиндров, расшатываются шарниры соединений стрел. Чаще всего страдает гидроцилиндр подъема первой секции стрелы, так как на него приходится самая большая нагрузка. Если гидравлические контуры защищены от перегрузки редукционными клапанами, то механические детали защиты от нештатных нагрузок не имеют.

Часто операторы не выставляют опоры на нужную ширину. Это приводит к опрокидыванию установки.

После длительного простоя на морозе гидросистему нужно сначала разогреть: дать насосу поработать на холостом ходу, выполнить несколько движений без нагрузки, погонять жидкость по малому кругу, через бак минут 10…15. Затем медленно, плавно начинать работать с КМУ и проверить выполнение всех функций, не доводя секции стрелы до крайних положений. Летом так тщательно разогревать гидросистему не требуется: раскладывание манипулятора из транспортного положения, выдвижение аутригеров, проверка рабочих функций – эти подготовительные операции позволяют прогреть жидкость.

Если у КМУ нет маслоохладителя, его роль выполняет бак, поэтому бак должен быть достаточно большой вместимости, примерно равной объему, который накачивает насос за 2. 3 минуты. Например, если подача насоса 50 л/мин, то вместимость бака должна составлять 100. 150 л. К сожалению, бывает, что владельцы используют бак меньшей вместимости, чтобы сэкономить на жидкости. В результате жидкость быстрее стареет, повышается вероятность ее перегрева – недостаточный объем жидкости не успевает охлаждаться во время работы. В результате такой «экономии» компоненты гидросистемы быстрее изнашиваются.

Техническое обслуживание

Предусмотрено техобслуживание КМУ ежедневное, еженедельное, квартальное и т. д. Периодичность указывают в инструкции и в моточасах, и в днях. Приводится карта смазки с указанием способа смазки: под давлением (шприцевание) или нанесение на трущиеся поверхности. Имеются и таблицы рекомендуемых технических жидкостей и смазок. Описывается даже порядок мойки КМУ. Комплекс работ по обслуживанию манипулятора (замена жидкости, фильтров, смазка шарниров) не сложен, при необходимости его может выполнять сам владелец. Ежедневное ТО – это визуальный осмотр КМУ и всего автомобиля. Следует проверить функции установки, особенно работу приборов безопасности. Еженедельное обслуживание включает в себя шприцевание шарниров.

Выполняя ТО, не следует забывать о поворотном механизме. Если он находится в масляной ванне, масло также следует периодически менять. Аутригеры нуждаются лишь в смазке шарнира. Надо следить за состоянием штоков, содержать их в чистоте от грязи, попадающей с дороги. Необходимо следить за чистотой разъемов для подключения гидравлических орудий, так как на рабочую жидкость налипает пыль. Рекомендуется использовать защитные колпачки, а для электрических разъемов применять специальную смазку, так они меньше корродируют от соли на дорогах. На некоторых моделях КМУ имеются охладители масла. Их следует регулярно очищать от пыли и грязи, следить, чтобы ничто не препятствовало доступу воздуха. Обязательно регулярно подтягивают резьбовые соединения деталей крепления манипулятора к надрамнику и т. д., проверяют состояние фиксаторов и пальцев. Моменты затяжки указаны в инструкции.

Гидравлическая жидкость

Рекомендуется во время работы следить за температурой жидкости по термометру, совмещенному с датчиком уровня жидкости в баке. Конечно, если температура достигла критической, надо остановить КМУ и дать жидкости остыть. При 100 °С жидкость в значительной степени теряет свои прежде всего смазывающие свойства, начинает интенсивно окисляться.

Следует заменять гидрожидкость не реже раза в год, даже если КМУ работала мало или вообще не работала. Жидкость гигроскопична, она впитывает влагу, это приводит к превращению масла в эмульсию, что крайне опасно для силовых цилиндров и гидрозамков, к коррозии металлических компонентов гидросистемы. При замене жидкости обязательно заменяют и фильтры. В некоторых установках имеется только один фильтр в гидросистеме – сливной, в баке. Если техника работает при более высоких давлениях, требования к очистке масла у нее повышены и в системе устанавливают второй фильтр – в напорной ветви между насосом и гидрораспределителем. В гидросистеме КМУ HIAB с дистанционным управлением, например, устанавливают даже три фильтра.

В гидросистеме может быть установлен индикатор засорения фильтра – манометр. При нормальных условиях эксплуатации стрелка манометра практически не меняет своего положения от смены до смены фильтра. Если же стрелка начинает резко уходить в зону повышенного давления, значит, надо обратить внимание на условия эксплуатации. Например, при работе в условиях высокой запыленности (в пустыне, в запыленном складе) следует чаще заменять фильтры и жидкость.

КМУ складывают в транспортное положение, откручивается сливная пробка бака, и жидкость сливается. Заправляют свежую жидкость, устанавливают новый фильтр. Затем рекомендуется несколько раз сложить-разложить манипулятор, чтобы гарантированно заполнить систему. Никаких специальных пробок для выпуска воздуха открывать не надо, так как КМУ имеют гидросистемы открытого типа и весь воздух выходит через сапун бака. Если бак чистый, промывать его нет необходимости. Рекомендуется дополнительно фильтровать жидкость перед заправкой в гидросистему: с помощью несложной установки прокачать насосом жидкость из бочки через фильтр и далее в бак КМУ.

На дне гидробака есть углубление с пробкой, в котором отстаиваются вода и грязь. Этот отстой следует регулярно сливать – раз в неделю. Если отстоя сливается много, необходимо компенсировать убыль жидкости доливом. Доливать следует аккуратно, из чистой посуды и через сетчатый фильтр, чтобы в бак не попала грязь.

В гидросистеме может быть заправлена всесезонная жидкость. Однако при значительной разнице температур воздуха между летним и зимним периодами универсальная жидкость будет не очень хорошо работать, а потому рекомендуется заменять жидкость на летнюю и зимнюю. При выборе зимней жидкости рекомендуется проверить температуру застывания: она должна быть существенно ниже предполагаемых температур окружающей среды, так как вблизи точки застывания жидкость превращается в густую студенистую массу. Слитую сезонную жидкость можно использовать повторно в следующем сезоне, если она еще не потеряла своих свойств.

Недопустимо использование летней жидкости в холодный период и зимней жидкости – летом. Летняя жидкость зимой будет слишком густой, и в момент запуска холодного манипулятора возможно превышение давления в системе выше допустимого, насос не справится с прокачкой загустевшей жидкости по системе, возможны поломки насоса или компонентов гидросистемы – уплотнений и шлангов. Замерзшие редукционные клапаны не смогут сбросить давление. Зимняя жидкость в жару будет слишком жидкой. Возможен перегрев гидросистемы, который приведет к выходу ее из строя. От перегрева пересыхают уплотнения гидравлических компонентов, поэтому неизбежно увеличатся утечки, а уменьшенные смазывающие свойства жидкости приводят к задирам в гидроузлах.

Производители КМУ дают рекомендательные таблицы рабочих жидкостей, зимних, летних и всесезонных. Тем не менее при подборе жидкости рекомендуется дополнительно проконсультироваться с производителем или продавцом жидкости.

Диагностика и ремонт

Рекомендуется с периодичностью, указанной в инструкции, измерять зазор между телескопическими секциями стрелы и пластинами скольжения, а также следить за толщиной опорных пластин скольжения цилиндров. Стрела кладется на землю с небольшим усилием, зазор выбирают и измеряют снизу. Некоторые производители рекомендуют регулярно смазывать трущиеся поверхности, некоторые (в случае когда пластины изготавливаются из полимерных материалов, не требующих смазки) не рекомендуется смазывать, так как на смазку налипает пыль. Необходимо своевременно менять пластины, чтобы люфт между секциями не превышал допустимой величины и перемещения КМУ были более точными. К сожалению, на практике часто пластины скольжения не меняют, пока «металл не начнет скрести по металлу».

Гидроцилиндры – очень долговечный компонент. У КМУ высокого класса и через 10 лет цилиндры обычно не имеют износа и даже «родные» уплотнения еще в хорошем состоянии. Однако рано или поздно приходит пора ремонта. В гарантийный период рекомендуется применять только оригинальные запчасти, чтобы не потерять права на гарантийное обслуживание.

Известно, что ряд деталей производители КМУ закупают у сторонних компаний: это уплотнения, фильтры и т. д. Эти специализированные компании сами поставляют на российский рынок свои изделия (те же фильтры, манжеты), и цена на них, как правило, ниже, чем на «оригинальные». Поэтому в послегарантийный период можно устанавливать такие запчасти без ущерба для производительности КМУ, но только если есть уверенность в их качестве. Однако это относится только к запчастям от проверенных поставщиков и только к расходным материалам – уплотнениям, фильтрам, жидкости.

Если же надо заменить компоненты гидросистемы (гидрораспределители, гидрозамки и т. п.), то не оригинальные поставщики вряд ли смогут предложить что-либо подходящее, потому что у каждого производителя свои характеристики и конструкции компонентов. К тому же КМУ – источник повышенной опасности, и ставить компонент «наобум» просто опасно.

В электронной системе КМУ причиной отказов в основном бывает нарушение контакта с каким-либо датчиком либо короткое замыкание вследствие повреждения проводов грузом, а также иногда значительные скачки напряжения в бортовой сети автомобиля в зимний период, что особенно актуально для российских грузовиков.


Статьи по теме