Руководство к прогрессивным Матрицам Равена

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Руководство к прогрессивным Матрицам Равена. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Инструкции».

Руководство к прогрессивным Матрицам Равена.rar
Закачек 1070
Средняя скорость 4698 Kb/s
Скачать

Руководство к прогрессивным Матрицам Равена

Прогрессивные матрицы Равена

Прогрессивные матрицы Равена (Raven Progressive Matrices) предназначены для определения уровня умственного (интеллектуального) развития испытуемых в возрасте от 4,5 до 65 лет и старше. Матрицы Равена могут применяться на выборках испытуемых с любым языковым составом и социокультурным фоном, с любым уровнем речевого развития.

Поскольку известны три варианта матриц Равена, то следует заметить, что каждый из вариантов предназначен для проведения диагностической работы с определённым контингентом испытуемых.

Возрастные границы применимости Прогрессивных матриц Равена

Варианты теста Равена

Цветные прогрессивные матрицы

испытуемые с аномальным развитием;

реабилитационные исследования лиц старше 65 лет

Стандартные прогрессивные матрицы

дети от 8 до 14 лет;

взрослые от 20 до 65 лет

Продвинутые прогрессивные матрицы

испытуемые с интеллектуальными способностями выше среднего

История создания методики

Тест предложен Л. Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 г. Р. п. м. разрабатывались в соответствии с традициями английской школы изучения интеллекта, согласно которым наилучший способ измерения фактора «g» — задача по выявлению отношений между абстрактными фигурами. Наиболее известны два основных варианта Р. п. м.: черно-белые и цветные матрицы. Разрабатывая тесты, которые были бы полезным инструментом для идентификации генетических и средовых причин интеллектуальных отклонений, Дж. Равен сознательно ставил перед собой задачу создания таких тестов, которые были бы теоретически обоснованы, однозначно интерпретируемы, просты для проведения и обработки, пригодны как для лабораторных, так и для полевых экспериментов, а также удобны для массовых обследований, проводимых на дому, в школах, на производстве и сопряженных с временными ограничениями.

Теоретические (методологические) основы

Тест «Прогрессивные матрицы Равена» относится к числу невербальных тестов интеллекта и основывается на двух теориях, разработанных гештальт-психологией: теорией перцепции форм и так называемой «теорией неогенеза» Ч. Спирмена.

Согласно теории перцепции форм каждое задание может быть рассмотрено как определенное целое, состоящее из ряда взаимосвязанных друг с другом элементов. Предполагается, что первоначально происходит глобальная оценка задания-матрицы, а затем осуществление аналитической перцепции с выделением испытуемым принципа, принятого при разработке серии. На заключительном этапе выделенные элементы включаются в целостный образ, что способствует обнаружению недостающей детали изображения. Теория Ч. Спирмена углубляет рассмотренные положения теории перцепции форм. Как показывает опыт многолетних исследований, данные, полученные с помощью теста Равена, хорошо согласуются с показателями других распространенных тестов: Векслера, Стенфорд-Бине, ШТУРа,Выготского-Сахарова. Прогрессивные матрицы Равена предназначены для определения уровня умственного развития у детей ментального возраста( 1-4 класс массовой школы ). Матрицы Равена могут применяться на испытуемых с любым языковым составом и социокультурным фоном, с любым уровнем речевого развития.

Цветные прогрессивные матрицы

Цветной вариант Прогрессивных матриц Равена (для детей и пожилых) состоит из трех серий (А; Ab; В), различающихся по уровню сложности. Каждая серия содержит по 12 матриц с пропущенными элементами. Таким образом, для работы испытуемому предлагается 36 заданий.

Испытуемому предъявляются рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Одной фигуры не достает, а внизу она дается среди 6 других фигур. Задача испытуемого — установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и указать (назвать) номер искомой фигуры из предлагаемых вариантов.

Цветные прогрессивные матрицы используются для детей в возрасте от 4,5 до 8 лет (независимо от их интеллектуальных особенностей), лиц пожилого возраста и людей с нарушениями интеллектуального развития.

Поскольку цветные матрицы предназначены для работы с детьми и пожилыми людьми, то для поддержания устойчивого интереса испытуемого (особенно ребенка) в течение всей процедуры обследования и во избежание отрицательного влияния усталости, каждое задание должно быть очень четко оформлено и аккуратно представлено, чтобы на него было приятно смотреть.

В России была модифицирована процедура предъявления Цветных матриц по сравнению со Стандартными, и, соответственно, разработана иная система дифференцированной оценки выполнения заданий. Поэтому далее рассматриваются две системы предъявления и оценки результативности выполнения тестовых заданий, описываемые Н.Семаго и М.Семаго.

Модифицированный вариант проведения и регистрации результатов целесообразно использовать для разграничения различных форм умственной отсталости, определения уровня актуального развития, выявления особенностей формирования познавательной деятельности ребенка, что, по сути, повышает дифференциально-диагностическую ценность методики.

Модификация основана на учёте умения ребёнка использовать различные виды помощи (уточнение, стимулирующая помощь, организующая помощь, обучающая помощь) для решения интеллектуальных задач.

Модифицированный вариант проведения и регистрации результатов (Т.В.Розановой для выявления уровня развития познавательной сферы, а также вариант Т.В.Егоровой, апробированный на детях с задержкой психического развития) используется только для цветных прогрессивных матриц.

Опыт применения модифицированного варианта проведения и регистрации результатов по отношению к детям дошкольного возраста показал, что с одной стороны, акцентирование внимания ребёнка на ошибочности его решения ведёт к снижению позитивного настроя ребёнка на процесс обследования, а с другой стороны позволяет развивать рефлексивные процессы. Поэтому, модифицированный вариант не рекомендуется использовать в работе с детьми, отличающимися повышенной тревожностью, низким уровнем самооценки и притязаний, сниженной мотивацией достижения успеха.

Независимо от выбранного варианта проведения методики, результаты, ответы испытуемого желательно протоколировать в специальном бланке.

Использование Цветных матриц Равена предполагает только индивидуальную работу с испытуемыми. В отличие от Стандартных чёрно-белых матриц, работа испытуемого с Цветными матрицами не ограничивается определённым временем. В отдельных случаях можно прекратить выполнение испытуемым теста, если ошибочно выполняются 5 следующих друг за другом заданий.

Время выполнения каждой матрицы в отдельности и всех матриц в целом не регистрируется.

Необходимо привлечь внимание ребенка к первой матрице (А1) и, указав на верхнюю часть фигуры, обратить внимание на то, что из нее «вырезан» кусочек.

«Посмотри (указывается верхняя фигура), видишь, из этой картинки вырезан кусочек».

Для детей дошкольного возраста или, по мнению психолога, с интеллектуальной недостаточностью и трудностями понимания инструкции, объяснение способа дальнейшей работы может иметь более выраженный, «наглядный характер».

Например, можно сказать: «Коврик с дыркой», «Узор, который разрезали» и т. п.

Затем следует показать, что вырезанные кусочки находятся внизу, что все они имеют подходящую форму, но только один из них «по-настоящему» подходит (фрагменты, приведенные внизу матрицы, показываются по очереди в следующей последовательности: 1, 2, 3, 6). При этом диагност объясняет, почему эти фрагменты не подходят «по-настоящему».

Далее ребенку сообщается, что только один из этих фрагментов подходит, и сейчас ему нужно будет показать, какой именно кусочек подойдет лучше всего.

«Необходимо подобрать такой кусочек из этих (рукой проводится вдоль всех фрагментов, находящихся внизу матрицы), который подходит к рисунку. Только один из кусочков правильный, подходящий. Покажи, какой».

Для детей более старшего возраста слово «кусочек» можно заменить словом «фрагмент» или «элемент рисунка».

Если ребенок показывает на неправильный фрагмент, то объяснение продолжается до тех пор, пока суть выполнения задания не будет понята ребенком. Таким образом, на матрице A1 происходит обучение. Часто такого обучения не требуется, а бывает достаточно лишь спросить ребенка, какой кусочек (фрагмент) будет единственно подходящим.

Далее ребенку показывается следующая матрица (А2) и просят найти подходящий кусочек. В случае неправильного ответа возвращаются к обучению на матрице Аь При работе с матрицей А2 диагност лишь кратко повторяет задание: «Найди подходящий кусочек», показывая на пустое место в верхней части матрицы. Если и при этом матрица А2 выполняется неверно, то ребенку, не давая отрицательной оценки, предлагается выполнить матрицы А3, А4, А5. Если ребенок не в состоянии сделать первые пять заданий серии А, результаты признаются недостоверными и работа прекращается, даже если очевидно, что причиной невыполнения является выраженная негативная реакция. В случае успешного выполнения предлагаемых заданий работа продолжается, но ребенку не сообщают о тех ошибках, которые он сделал.

По завершении серии А дается следующая инструкция: «Здесь уже другой рисунок, но все равно нужно найти такой недостающий кусочек (часть), чтобы правильно завершить картинку (рукой обводятся все фрагменты, находящиеся внизу матрицы). Какой из них подходит ?»

При работе с остальными заданиями серий АЬ и В диагност не повторяет каждый раз инструкции, но может стимулировать ребенка одобрением его работы.

Ребенку указывается доступными для него коммуникативными средствами на отсутствие кусочка в «коврике», изображенном в верхней части каждой матрицы, и предлагается подыскать подходящий «кусочек» среди шести, расположенных в нижней части той же страницы тестовой тетради. В данной модификации также предполагается, что первое задание в серии А используется как обучающее.

Если ребенок совершает ошибку в задании А1, диагност рассматривает с ним возможные решения и выясняет, почему фрагмент 4 — правильный. Остальные 35 заданий применяются для тестирования, то есть без обучающей помощи. В случае ошибочного ответа на каждую из следующих матриц специалист даёт дополнительную инструкцию в виде стимулирующей помощи: «Нет, неправильно, подумай еще». То же самое говорится испытуемому, если и вторая попытка также оказалась неуспешной. Если и третья попытка не дает правильного решения, внимание ребенка может быть привлечено к наглядным условиям задачи (к фигурам, частям и их взаимному расположению, к направлению линий и т. п.), но развернутого обучения не проводится.

При анализе результативности выполнения ребенком Цветных прогрессивных матриц количественной оценке, безусловно, принадлежит ведущая роль.

Стандартная процедура проведения исследования предполагает двоичную систему оценки. На регистрационном бланке отмечаются ответы ребенка в соответствии с номерами предъявляемых матриц. Соответствии ключами ответу ребенка (номеру выбранного им фрагмента) присваивается:

1 балл, если номер ключа и ответа ребенка совпадают (правильный выбор фрагмента);

0 баллов, если номер ключа и ответа ребенка не совпадают (неправильно выбранный фрагмент).

Вычисляется количество набранных баллов в каждой серии, а также общая сумма баллов по всем матрицам.

В общей оценке результативности выполнения матрица А1 не учитывается или учитывается как правильно выполненная.

Оценка результативности выполнения модифицированного варианта осуществляется следующим образом:

правильный ответ с первой попытки оценивается в 1 балл (заносится в графу «1 выбор»);

со второй попытки — 0,5 балла (заносится в графу «2 выбор»);

с третьей попытки — 0,25 балла (заносится в графу «3 выбор»);

неправильный ответ после третьей попытки и дополнительного анализа оценивается в 0 баллов.

Суммарный результат для каждого выбора в каждой серии отмечается в соответствующей графе протокола. Итоговый результат успешности выполнения равен сумме баллов, полученных за решение заданий всех трех серий (без учета выполнения матрицы A1), он заносится в соответствующую графу протокола.

Точно так же подсчитывается суммарное значение со второй и третьей попыток, которое отмечается в соответствующем разделе протокола. Суммируется и заносится в протокол количество решенных заданий (с трех попыток) матриц Ап, Аш АЬп, В8—В12.

Показатель успешности (SR — success rate) решения матричных задач может быть выражен как в абсолютных, так и относительных единицах (в процентах).

где X — итоговая сумма баллов, полученных ребенком при решении заданий всех трех серий с первой -третьей попытки.

Суммарное количество баллов, полученных за решение 35 матриц, является основным показателем, отражающим уровень развития наглядно-образного (перцептивно-действенного) мышления.

Количество решенных аналогий (вне зависимости от количества попыток) (матрицы: А11, А12, АЬ12, В812) может учитываться при дифференциации детей с трудностями обучения, а также в ситуации отграничения парциальных форм несформированности познавательной деятельности и тотального недоразвития.

Отдельный подсчет суммы «дополнительных» баллов, полученных за решение проб со второй и третьей попыток, может рассматриваться как отражение особенностей произвольного внимания или характеристик импульсивности ребенка. Количество проб, решенных со второй и третьей попытки, может рассматриваться и как характеристика «зоны ближайшего развития» в ее классической интерпретации.

Методика «Шкала прогрессивных матриц» была разработана в 1936 году Джоном Равеном (совместно с Л. Пенроузом). Тест прогрессивные матрицы Равена (ПМР) предназначен для диагностики уровня интеллектуального развития и оценивает способность к систематизированной, планомерной, методичной интеллектуальной деятельности (логичность мышления).

Автору методики удалось создать тест, который был бы теоретически обоснован, однозначно интерпретируем, и оценка которого минимально зависела бы от различий в образовании, происхождении и в жизненном опыте людей.

Имеется взрослый и детский вариант тестов Равена. Приведенный здесь вариант теста ПМР предназначен для обследования взрослых (возрастной диапазон от 14 до 65 лет).

Тест состоит из 60 таблиц (5 серий). В каждой серии таблиц содержатся задания нарастающей трудности. В то же время характерно и усложнение типа заданий от серии к серии. Время прохождения теста ограничено и составляет 20 мин.

Прогрессивные матрицы Равена (ПМР / Raven Progressiv Matrices / Методики для диагностики интеллекта подростков и взрослых):

  • Инструкция к тесту Равена.
  • Тестовый материал (таблицы из 5 серий по 12 штук) к методике Равена.
  • Бланк ответов к тесту Равена.
  • Обработка результатов ПМР.
  • Ключ (ответы) к тесту Равена.
  • Нормативное (ожидаемое) распределение баллов по сериям.
  • Перевод полученных результатов в IQ показатель.
  • Интерпретация полученных результатов.
  • Качественный анализ результатов теста Равена.
  • Сферы применения теста ПМР.

Инструкция к тесту Равена.

Сейчас вам будет предложен ряд графических рисунков. Всего их 60, они объединены в 5 групп.

На каждом отдельном рисунке в верхней половине листа находится прямоугольник, имеющий определенный фон или составные элементы (фигуры), связанные между собой некоей зависимостью. В правом нижнем углу прямоуголь­ника имеется вырез — свободное, пустое место.

Под прямоугольником нахо­дится 2 ряда фрагментов (шесть или восемь), которые по форме и величине точно подходят к вырезу прямоугольника. Каждый предложенный фрагмент имеет различный рисунок.

Вашей задачей является найти в ряде фрагментов тот, который точно вписался бы в свободное место. Предпосылкой правильного решения является логиче­ское рассуждение о том, по какому закону составлен рисунок в прямоугольнике, пустое место в котором вы должны запол­нить.

Время на решение 60 заданий ограничено 20 минутами. Не задерживайтесь на первых заданиях теста, так как сложность их все время увеличивается.

Тестовый материал к методике Равена.

Бланк ответов к тесту Равена.

Обработка результатов методики Равена.

Правильное решение каждого задания оценивается в один балл, затем подсчитывается общее число баллов по всем таблицам и по отдельным сериям. Полученный общий показатель рассматривается как индекс интеллекта, умственной производительности испытуемого. Показатели выполнения заданий по отдельным сериям сравнивают со среднестатистическим, учитывают разницу между результатами, полученными в каждой серии, и контрольными, полученными статистической обработкой при исследовании больших групп здоровых обследуемых и, таким образом, расцениваемыми как ожидаемые результату. Такая разница позволяет судить о надежности полученных результатов.

Ключ (ответы) к тесту Равена.

Нормативное (ожидаемое) распределение баллов по сериям. Перевод полученных результатов в IQ показатель.

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

Легкая степень дебильности

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

Различие (разница) между результатом тестирования по каждой серии и между ожидаемыми результатами по общей шкале выражается и записывается как «отклонение» (0, -1, +2, -2, +1 и т. д.).

Когда отклонение по отдельным сериям больше 2, то числовой показатель по данной серии нельзя считать надежным. Общий показатель надежен тогда, когда отклонение больше 2-х появляется только к концу испытания в последних сериях. Большее отклонение в начале теста может быть признаком дефекта интеллектуальной способности, или же свидетельствует о дефекте внимания и/или восприятия.

Нормальные значения индекса в пределах 0-4 свидетельствуют о достоверности результата исследования. При увеличении индекса до критических значений (7 и более) данные теста считаются недостоверными.

Интерпретация полученных результатов.

В соответствии с суммой полученных баллов уровень развития интеллекта испытуемого можно определить следующими способами:

1) на основании процентной шкалы (см. табл. 1);

2) с помощью перевода полученных баллов в IQ с учетом возраста испытуемого (см. табл. 2.)

3) на основе оценки уровня интеллекта по шкале умственных способностей (табл. 3.)

Таблица №1. Процентная шкала степени развития интеллекта

В зависимости от возраста испытуемого IQ вычисляется по формуле:

IQ = (IQ в / %) * 100

где % определяется по таблице №2 (Корректировка на возраст):

Далее, ориентируясь на выявленный показатель IQ, можно определить уровень умственных способностей.

Таблица №3. Градации уровней умственных способностей.

Низкие показатели следует всегда считать менее надежными, чем высокие показатели.

Испытуемый в первых трех сериях не допустил ни одной ошибки, т.е. все 12 ответов в сериях A, B, C верны. В четвертой серии D три ответа не совпали в правильным вариантом, в пятой серии E таких ответов было четыре. Отклонение результатов тестирования по каждой серии не превышает 2-х (см. таблицу Нормативное распределение баллов по сериям). Следовательно, числовой показатель по каждой серии можно считать надежным. Общий показатель также надежен. Тем самым, можно говорить о достоверности результата исследования.

Уровень развития испытуемого на основании процентной шкалы: 53*100/60 = 88,33. Полученный результат означает 2 степень развития интеллекта, которую можно охарактеризовать как незаурядный интеллект (см. таблицу Процентная шкала степени развития интеллекта)

Общее количество баллов, полученных в результате диагностики по методике Равена, равно 53 и это соответствует значению коэффициента интеллекта IQ равному 118 (см. таблицу Перевод полученных результатов в IQ показатель).

Делаем поправку на возраст: (118 * 100) / 97 = 121,65 (см. таблицу №2). Таково фактическое значение IQ с учетом возраста испытуемого.

Согласно таблице №3 Градации уровней умственных способностей данное значение показателя IQ свидетельствует о высоком уровне интеллекта.

Качественный анализ результатов теста Равена.

В серии А использован принцип установления взаимосвязи в структуре матриц. Здесь задание заключается в дополнении недостающей части основного изображения одним из приведенных в каждой таблице фрагментов. Выполнение задания требует от обследуемого тщательного анализа структуры основного изображения и обнаружения этих же особенностей в одном из нескольких фрагментов. Затем происходит слияние фрагмента, его сравнение с окружением основной части таблицы.

Серия В построена по принципу аналогии между парами фигур. Испытуемый должен найти принцип, соответствен но которому построена в каждом отдельном случае фигура и, исходя из этого, подобрать недостающий фрагмент. При этом важно определить ось симметрии, соответственно которой расположены фигуры в основном образце.

Серия С построена по принципу прогрессивных изменений в фигурах матриц. Эти фигуры в пределах одной матрицы все больше усложняются, происходит как бы непрерывное их развитие. Обогащение фигур новыми элементами подчиняется четкому принципу, обнаружив который, можно подобрать недостающую фигуру.

Серия D построена по принципу перегруппировки фигур в матрице. Испытуемый должен найти эту перегруппировку, происходящую в горизонтальном и вертикальном положениях.

Серия Е основана на принципе разложения фигур основного изображения на элементы. Недостающие фигуры можно найти, поняв принцип анализа и синтеза фигур.

Сферы применения теста ПМР.

1. Научные исследования, направленные на оценку умственных способностей испытуемых из разных этнических и культурных групп, на изучение генетических, воспитательных и образовательных причин интеллектуальных различий.

2. Профессиональная деятельность, где данный тест может оказать помощь в обнаружении наиболее эффективных администраторов, бизнесменов, предпринимателей, управляющих, кураторов и организаторов.

3. Образование и учебные занятия, для прогнозирования будущих успехов детей и взрослых, независимо от их социального и этнического происхождения.

4. В клинике, для оценки и выявления нейропсихологических поражений, а также для контроля результатов, полученных при применении разнородных измерений интеллектуальной способности.

Тесты для диагностики интеллекта.

Тест Равена. Прогрессивные матрицы. ПМР. Raven Progressiv Matrices.

2007
Содержание
УСТРОЙСТВО ТЕСТА И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ . 7

Планшетная форма теста. 17

Начало работы с Плашетной формой теста . 19

Разработка Параллельной формы а 1998 году. 22

Стандартизация Классической Книжной формы теста, в 1949 года. 22

Последние стандартизации ЦПМ на детях. 25

Стандартизация на пожилых людях. 28

Клинические исследования. 31

Инструкции для работы с книжной формой ЦПМ . 45

Инструкции для работы l — Планшетной формой ЦПМ . 51

Подсчет баллов. 57

Несогласованности и ошибки. 58

Представление результатов. 58

Вопросы интерпретации. 59

Нормальная структура суммарной оценки. 64

Нормативные данные. 64

Характеристические кривые заданий. 74

Тест «Цветные Прогрессивные Матрицы» (ЦПМ) включает 36 за­даний, которые составляют три серии — А, Аb и В — по 12 заданий в каждой. Этот тест разработан для использования в работе с маленькими детьми и престарелыми людьми, в антропологичес­ких исследованиях и в клинической практике. Он может успешно применяться в работе с людьми, которые по каким-либо причинам не понимают английского языка или не говорят на нем; с теми людьми, кто имеет физические недостатки, страдает афазией, це­ребральным параличом или глухотой, а также врожденной или при­обретенной интеллектуальной недостаточностью.

Если способность рассуждать по аналогии уже сформировалась, то лучше всего применять шкалу «Стандартные Прогрессивные Матрицы» (СПМ) — Серии А, В, С, D и Е. Когда эта стадия умствен­ного развития еще не достигнута, или в тех случаях, когда интел­лектуальная деятельность ослаблена, для оценки степени ясности мышления или уровня, до которого снизились интеллектуальные воз­можности испытуемых, могут быть использованы ЦПМ. Если в про­цессе тестирования Серии А, Аb, В окажутся слишком легкими, их всегда можно дополнить Сериями С, D и Е Стандартного теста. Пренебрегая результатом по Серии Аb, общий балл по Сериям А, В, С, D и Е можно использовать для определения процентильного уровня по опубликованным нормам для Стандартного теста.

Использование ЦПМ вместе со Словарной Шкалой Краштюн (СШК) позволяет исследовать психологическое значение наблю­даемых расхождений между способностью людей продуктивно мыслить и их способностью извлекать нужную информацию из памяти. Если результаты по СПМ и Словарным Шкалам Милл Хилл (СШМХ), полученные при обычном самотестировании или груп­повом тестировании, обнаруживают несоответствие между спо­собностями к продуктивному и репродуктивному мышлению, то эти тесты можно провести индивидуально в клинических ус­ловиях. При таком использовании они позволяют детально иссле­довать природу ошибок и определить стратегию деятельности.

Три серии по двенадцать заданий, составляющие ЦПМ, орга­низованы так, что позволяют оценить главные когнитивные про­цессы, которые обычно формируются у детей до одиннадцати лет. Эти серии предоставляют испытуемому три возможности раз­работки единой мыслительной темы, а шкала по всем тридцати шести заданиям в целом предназначена для возможно более точ­ной оценки умственного развития вплоть до уровня интеллекту­альной зрелости.

В детстве умственное развитие весьма напоминает прыжки ло­сося в потоке жизни, а не размеренное восхождение по ступеням лестницы. Как бы ни была удобна гипотеза для количественных оценок и статистических расчетов, она не соответствует психоло­гическим реалиям детской жизни. Более типична ситуация, когда дети начинают с последовательных, настойчивых попыток преодо­леть возникшее интеллектуальное препятствие, пока однажды вдруг не перепрыгнут через него с легкостью и не направятся к сле­дующему. Именно эти скачки в интеллектуальном развитии и вы­являются при использовании ЦПМ.

Задания в Цветных Прогрессивных Матрицах подобраны таким образом, чтобы оценить ход умственного развития вплоть до той ста­дии, когда человек начинает настолько успешно рассуждать по ана­логии, что этот способ мышления становится основой для вывода логических умозаключений. Эта завершающая стадия постепен­ного развития интеллектуального созревания, несомненно, одной из первых страдает при органических поражениях мозга.

Предъявление теста в виде напечатанных в книге цветных кар­тинок или в виде планшетов с подвижными фрагментами позво­ляет сделать решаемую задачу наглядной и свести к минимуму необходимые словесные пояснения. Манипулирования изобра­зительным материалом не является здесь необходимым условием успешного решения задачи, поскольку от обследуемого требует­ся лишь указать ту фигуру, которую он выбирает для заполнения пробела в диаграмме.

Для получения полезной диагностической информации с по­мощью ЦПМ важно работать с малыми группами тщательно ото­бранных респондентов, а не полагаться на большие выборки, ко­торые, чем они больше, тем соответственно меньше дают информации об обследуемых индивидах.

По причинам, которые обсуждаются ниже, важно уделить осо­бое внимание уровням интеллектуального развития детей в воз­расте 6 1 /2, 8 1 /2, и 10 1 /2 лет. Когда-то эти дети набирали по тесту ЦПМ около 15, 21 и 27 баллов соответственно. Деятельность де­тей сравнивалась затем с выполнением тестовых заданий теми клиническими группами взрослых, которые получали сходные оценки. Согласно же последним данным, эти показатели возрос­ли, что отражено в таблице ныне действующих нормативов ЦПМ9.

Как уже отмечалось, маленькие дети очень редко рассуждают по аналогии таким же образом, как это делают взрослые, и для них чрезвычайно важен контекст предъявления заданий. В связи с этим необходимо было пересмотреть «Принципы познания» Сиирмана в свете гештальттеории и сконструировать задания таким образом, как это сделано в Серии АЬ, чтобы отдельные фраг­менты воспринимались как части некоего организованного цело­го или как отдельные элементы, имеющие соответствующую ори­ентацию в перцептивном поле наблюдателя 1 .

Благодаря экспериментальной работе, приведшей к созданию ЦПМ, и тщательной отбраковке заданий, показывающих низкую кор­реляцию с тестом в целом, удалось различить по крайней мере пять качественных этапов развития интеллектуальных способностей.

Сначала дети обладают способностью различать одинаковые и разные фигуры, а потом — похожие и непохожие фигуры.

Некоторое время спустя они могут оценить ориентацию фигу­ры по отношению к себе и к другим объектам в поле восприятия.

Позднее они уже начинают сравнивать аналогичные измене­ния в видимых символах и строить на этой основе логику своего рассуждения.

Впоследствии дети становятся способны расчленять воспри­нятое целое на составные элементы, или «символы», и различать, что им действительно дано, а что было внесено ими самими.

Наконец, они достигают возможности воспринимать две или более отдельные фигуры как составные части одного целого или как организованное единство.

На основе анализа ответов на задания, предназначавшиеся для издания ЦПМ 1947 года, были отобраны двенадцать зада­ний, из которых сформировали Серию АЬ. Для издания 1956 го­да все 36 заданий, составивших Серии А, Аb, В, были внимательно просмотрены и, где это оказалось необходимо, переставлены места­ми, чтобы обеспечить более равномерное возрастание их по степени трудности. Внутри отдельных заданий расположение фрагментов, из которых надо было делать выбор, также было изменено, чтобы свести к минимуму влияние позиции любого из фрагментов на ча­стоту его выбора. В одном или двух случаях был заменен сам фраг­мент. Не было произведено, однако, никаких изменений ни в ха­рактере заданий, ни в расположении правильного ответа. Все произведенные изменения были перенесены также на соот­ветствующие задания СПМ, хотя, конечно, основной эффект от этих усовершенствований заметен при использовании ЦПМ для работы с детьми и в клинике.

Таблицы ЦПМ1, ЦПМ2, ЦПМЗ содержат информацию о каче­ственной структуре каждого из заданий в Сериях А, Аbи В. Верх­няя половина каждой таблицы содержит перечень основных когнитивных операций, задействованных в понимании проблемы и в выборе каждого из шести возможных ответов. Если ошибоч­ная фигура в основном относится к одному типу, но обладает так­же свойствами другого, оба эти типа приводятся в таблице слева направо по степени важности. При количественном анализе учитывается только первый из этих типов, так как он в наибольшей степени влияет на выбор. По причинам, изложенным ниже, не всегда было целесообразно делать ошибочность выбора слишком явной.

Берт и Гилл 2 обнаружили, что ответы детей на слишком труд­ные для них задания не являются случайными, поскольку правиль­ный ответ выбирает заметно меньшее число детей, чем можно было бы ожидать при случайном выборе.

В нижней половине каждой таблицы слева представлена клас­сификация типов используемых фрагментов по их характерным свойствам, а справа — частота появления фрагмента со сходны­ми свойствами в каждой из шести возможных позиций. Таблицы ЦПМ1, ЦПМ2 и ЦПМЗ предназначены для облегчения анализа и сопоставления качественных особенностей ошибочных ответов на задания теста. В прошлом такие сопоставления не удавалось провести отчасти из-за неравномерного распределения ошибоч­ных фрагментов по шкале в целом, а также из-за неудачной клас­сификации ошибочных выборов по их характерным признакам. Таблица ЦПМ4 показывает частоту, с которой каждый тип фигур появляется теперь в каждой из позиций для Классического вари­анта ЦПМ в целом. Она предназначена главным образом для тех, кто хочет получить из неверных ответов обследуемого указания от­носительно типологии ошибок психометрической техники, подхо­дящей для более точной оценки природы нарушений интеллекта.

Поскольку ЦПМ предназначены для возможно более точной оценки наблюдательности индивида и уровня его интеллектуаль­ного развития 3 , ошибочные ответы не могут быть удовлетвори­тельно использованы для количественной оценки интеллекту­альных нарушений. Они лишь показывают, с чем обследуемый не справляется, и иногда — почему он ошибается.

Достоверность выводов, которые можно сделать из ошибоч­ных ответов, частично зависит от природы этих ошибок, а частично — от их общего числа. Если ошибок очень мало или очень мно­го, эти выводы менее значимы, чем в случае, когда дается около половины неадекватных ответов. Тем не менее сопоставление оши­бок, сделанных группами респондентов со средними баллами от 15 до 27, выявило клинически значимые различия между ними.

Используя работу Карпентера, Джаста и Шелла 4 , Фодегель-Матцен сконструировала’ такие фрагменты-дистракторы, кото­рые отличались от правильных фрагментов тем, что их выбор в ка­честве правильных ответов означал игнорирование одного, двух или нескольких правил решения, которые Карпентер и Джаст (а также Фодегель-Матцен) в своих работах определили как наи­более значимые. Как и было предсказано, природа совершаемых ошибок зависела от общего балла респондента, причем респон­денты с низким количеством баллов пренебрегали большим чис­лом правил, и при этом наиболее трудными из них. Работа Фоде­гель-Матцен с дистракторами, набор которых варьировался более систематически и был теоретически более обоснован, чем тег ко­торые используются в публикуемых ныне тестах, подтвердила справедливость приведенных здесь выводов. С практической точ­ки зрения вывод состоит в том, что информация о природе типич­ных ошибок обычно совсем немного добавляет к тому, что можно почерпнуть из их суммарной оценки, так как между ними имеет­ся достаточно устойчивая взаимосвязь.

ФОРМЫ ТЕСТА
Чтобы привлечь и удержать внимание маленьких детей, каждое задание печатается на ярком цветном фоне. Это делает более на­глядной природу предложенного для выполнения задания, ни­коим образом не подсказывая решения. Порядок заданий в каж­дой серии обеспечивает стандартное обучение методу работы, а три серии вместе охватывают все процессы визуальных умо­заключений, к которым обычно уже способны дети в возрасте до десяти лет. При правильном предъявлении теста необходимо лишь показать обследуемым, что надо делать, чтобы они могли двигаться от задачи к задаче в стандартном порядке и на соб­ственном опыте учиться их решать. Тест может предъявляться в виде планшетов с подвижными фрагментами или в виде напе­чатанных в книжке иллюстраций, что не влияет на интеллекту­альные процессы, необходимые для его успешного выполнения. При любой форме теста задачи, которые надо решить, могут быть вполне удовлетворительно продемонстрированы без всяких вер­бальных инструкций 6 . Беседа просто делает ситуацию тестирова­ния более естественной.


Статьи по теме