Руководство игровой Деятельностью Детей Старшего Дошкольного Возраста

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Руководство игровой Деятельностью Детей Старшего Дошкольного Возраста. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Инструкции».

Руководство игровой Деятельностью Детей Старшего Дошкольного Возраста.rar
Закачек 3943
Средняя скорость 4418 Kb/s
Скачать

Руководство игровой Деятельностью Детей Старшего Дошкольного Возраста

Однако далеко не всегда детям удается (особенно при большом количестве участников игры) последовательно разворачивать сложный сюжет. Нередко замыслы отдельных детей приходят в противоречие или дети не понимают обращенных к ним ролевых действий партнера. В этих случаях требуется специальное обсуждение дальнейшего хода игры, нередко — вмешательство взрослого.

Сложный характер приобретает у старших дошкольников соотношение ролевых и реальных взаимоотношений. В этом возрасте уже, как правило, выделились дети, постоянно являющиеся организаторами игр. Они обычно получают и главные роли. Однако случается, что такой ребенок выбирает второстепенную роль, но при этом «ведет» всю игру, определяя действия остальных участников.

Организаторы игр обычно пользуются авторитетом среди сверстников. Их индивидуально-психологические качества, методы руководства играми могут оказать серьезное влияние на реальное взаимоотношения детей в играх и через это — на общий стиль общения детей и их поведение. Поэтому со стороны воспитателя требуется особое внимание к таким детям и, если необходимо, индивидуальная работа с ними.

У детей старшего дошкольного возраста наряду с сюжетно-ролевой игрой, получает развитие другая ее разновидность — режиссерская игра. Это — одиночная игра, но как бы впитывая опыт совместной. В ней ребенок не берет на себя никакой роли, а выступает как режиссер в театре. Он раздает роли игрушкам, а сам ограничивается тем, что передвигает их, придумывая происходящие с ними события.

Сюжеты таких игр могут достигать большой сложности. Это, например. Сражения целых армий, имеющих генералов, офицеров, разведчиков и составленных из пластмассовых солдатиков, всадников, танков, пушек.

Помимо сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте большое значение приобретают другие виды игр — подвижная и дидактическая (обучающая). Такие игры не возникают в самостоятельной деятельности детей. Их придумываю, и предлагают взрослые в целях совершенствования движений или выработки у детей различных знаний и навыков. Некоторые подвижные игры передаются из поколения в поколение (прятки, лапта) и переходят к младшим детям от старших. Подвижные и дидактические игры сходны с сюжетно-ролевой игрой в том отношении. Что содержат в себе ее элементы — иногда сюжет (например, игры типа «путешествия» с выбрасыванием очков при помощи кубика), иногда — привлекательный игровой материал (игры типа лото) и почти всегда — явные или скрытые роли. В таких играх, как «Гуси- гуси, домой», «Казаки и разбойники», роли обозначены прямо. Но они фактически есть и в прятках (роли прячущегося и ищущего), и в салочках (роли догоняющего и убегающих), и во многих других подвижных и дидактических играх (роли водящего и идущего и т.п.) [10, с.200].

Общая особенность подвижной и дидактической игр состоит в том, что это — игры с правилами. Их основной смысл для ребенка сводится к строгому выполнению правил и выигрышу. Игры с правилами становятся любимыми играми старших дошкольников, и готовит их к этому сюжетно-ролевая игра, когда они учатся выполнять правила, определяемые ролью.

Подвижные игры можно разделить на пять групп:

1. Интеллектуально — процессуальные игры и элементарные игры — упражнения с предметами.

2. Драматизированные игры по данному сюжету.

3. Сюжетные игры с несложными правилами.

4. Игры с правилами без сюжета.

5. Спортивные игры и игры-упражнения с ориентировкой на определенные достижения.

К этим играм с правилами относятся не только подвижные игры, но и дидактические игры. Цель этих игр – формирование познавательной активности ребёнка, посредством решения ребенком дидактических задач.

В зависимости от используемого материала, выделяют игры с предметами (игрушками, природными материалами и др.), настольно – печатные и словесные игры.

Для детей старшего дошкольного возраста характерны игры – драматизации, игры фантазирования, игры – грезы. Мотив данных игр ориентирован не на процесс игры, а на ее результат.

Шестилетние дети, обучающиеся по школьной программе, по своим психологическим качествам — еще старшие дошкольники. Основным видом деятельности для них продолжает оставаться игра. Управление деятельностью еще не достигает уровня, необходимого для систематического обучения школьного типа.

Произвольное управление действиями, соблюдение правил, возможно, только при достижении сравнительно близких и ясных для ребенка целей, длительное напряжение произвольного внимания затрудняет и утомляет ребенка.

Не теряет своего значения для шестилетних детей и самостоятельная сюжетно-ролевая игра. Ее, конечно, невозможно проводить на уроках. Тем более необходимо создавать условия для сюжетно-ролевых игр во внеурочное время. Постепенно дети сами прекращают игру, предпочитая ей выполнение учебных заданий, которые выступают для них как серьезное дело, приближающее их к положению взрослого человека.

Детская игра в старшем дошкольном возрасте заключает в себе два слоя: слой предметно-символический или сюжетно-игровой и слой собственно взаимоотношений, развертывающийся по ходу и в связи с осуществлением игровой символической деятельности. Вот эта особенность сюжетно-ролевой игры и создает условия для развертывания у играющих детей рефлексии, направленной на осознание схемы совершаемой деятельности, а также на осознание своего собственного места, своей позиции по отношению и к деятельности, и к лицам, ее осуществляющим. При этом дети, умеющие играть, одновременно движутся и в сфере конкретной реализации роли, эпизода, и в сфере планирования не только своей деятельности, но зачастую и деятельности других партнеров [11, с.628].

Исследуя показатели, что и в этих условиях возможно рассогласование деятельности. Оно возникает тогда, когда один из играющих почему-либо уклоняется от точного выполнения действий, заданных сюжетом-образцом. В этих ситуациях дети тотчас выходят из заданных ролевых отношений и делают замечания друг другу по поводу допущенных нарушений. Этот тип взаимоотношений был назван реальным в отличие от игровых взаимоотношений, репрезентируемых самим сюжетом игры.

Таким образом, особенности детской игры в старшем дошкольном возрасте состоят в том, что игра в этом возрасте непрерывно создает такие ситуации, которые требуют от ребенка действий не по непосредственному импульсу, а по линии наибольшего сопротивления. Специфическое удовольствие игры в старшем дошкольном возрасте связано с преодолением непосредственных побуждений, с подчинением правилу, заключенному в роли.

Критерии и Показатели развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста на основе работы Д.Б. Эльконина.

Прежде чем перейти непосредственно к руководству игровой деятельностью дошкольников, остановимся более детально на вопросе, касающемся непосредственно игры.

На протяжении всего существования человеческой истории человек играл. Игра является неотъемлемой частью человеческого существования. По мере усложнения общества и института социальных отношений, изменяются атрибуты игры и ее содержание. В настоящее время игры детей отличаются разнообразием отображения сторон действительности и богатством содержания. В процессе игры «развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д.. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.»

Игры можно разделить на три группы:

1) Самостоятельные игры:

Самостоятельные сюжетные игры (их можно назвать творческими):

2) образовательно-воспитательные игры, проводимые по инициативе взрослого:

3)народные игры, проводимые как по инициативе взрослого, так и детей.

Великие педагоги, такие как А.С. Макаренко Н.К. Крупская, А.П. Усова утверждали, что игра должна являться формой организации жизни и деятельности детей в детском саду, так как игры выполняют различные функции: образовательную, организующую, воспитательную.

«Как форма организации жизни и деятельности детей игра должна иметь свое определенное место в распорядке дня и в педагогическом процессе в целом».

Недопустимо использовать время, отведенное на игры, для какой- либо другой деятельности. К детским играм необходимо подходить очень серьезно, внимательно следить за ходом игры и стараться не упускать возможность для образовательно-воспитательной работы в процессе игры.

Детские игры отличаются своим многообразием «по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу».

В зависимости от вида игры, ее задач, необходимо тщательно продумать степень участия педагога в ней, приемы и методы руководства данной игрой. «Чтобы руководить детской игрой, требуется такт, умение определить меру вмешательства в игру, видеть, как ведут себя дети в игровых ситуациях».

Однако нельзя полностью брать на себя функции организатора игры, что приемлемо в младшем дошкольном возрасте. Необходимо создать условия, чтобы дети сами были организаторами игр, так как нередко дети слоняются по группе, не умея организовать игру самостоятельно, без участия взрослого. Необходимо поощрять самостоятельность, детей в проведении игр.

Итак, самостоятельные игры. Конечно, они не могут возникнуть на пустом месте. Для их возникновения проводится большая и кропотливая работа педагога по обогащению детей знаниями, опытом, по расширению их кругозора.

Для успешного протекания сюжетно — ролевых игр необходимо непрерывно углублять знания детей об окружающем мире, знакомить с событиями современности. Наблюдение, чтение, беседы о радо и телепередачах, рассказы взрослых подталкивают к пониманию того, что ребенок видит и слышит и созданию предпосылок для возникновения игр.

Из всего разнообразия самостоятельных игр на протяжении всего дошкольного детства сюжетно-ролевые игры являются основными в игровой деятельности детей. Развитие сюжетно- ролевой игры «происходит не спонтанно, а зависит от условий жизни и воспитания ребенка, то есть от социальных влияний». Можно сказать, что сюжетно-ролевая игра самостоятельна по своей сути, но эта самостоятельность относительна, так как в ней присутствует косвенное педагогическое руководство. Сюжетно-ролевая игра проходит несколько ступеней развития: от непосредственной работы педагога по обогащению детей знаниями и опытом к самостоятельной игре, где этот опыт и знания трансформируются детьми в соответствии с личным опытом и их эмоциональным отношениям к окружающему.

Руководство игровой деятельностью остаётся, но оно переходит от прямых методов (показ, объяснение) к косвенным методам руководства игрой, активизирующие психические процессы ребенка, его опыт, проблемы (вопросы, советы, напоминания и др.). Недопустимы прямые указания, замечания в адрес играющего ребенка, так как это может вывести его из состояния включенности в образ, игру. Ранее в младших группах педагог напрямую обучал детей способам игры — показывал, как играть с игрушкой, объяснял, для чего нужна данная игрушка или вещь, как их можно использовать в игре, самостоятельно составлял не сложный сюжет игры, распределял роли, играл с детьми, демонстрируя образы ролей и сюжетов, то к старшему возрасту дети самостоятельно придумывают сюжет, распределяют роли, выбирают игровой материал, создают игровое пространство, вносят в игру своё видение ситуации, разворачивают событие в соответствии со своим социальным опытом.

Иногда, когда дети зацикливаются на одном содержании, «можно применить метод скрытой инструкции». Суть его состоит в том, что педагог в скрытой, ненавязчивой форме предлагает новые сюжеты, роли, игровые действия посредством рассказа с модифицированным сюжетом на заданную игровую ситуацию, или дети вдруг получают письмо, ситуацию содержания которого можно обыграть, или придумать поездку экскурсию куда либо и т.д.

Иногда “спасти” ситуацию можно, приняв на себя роль какого-либо нового персонажа и побуждая своими репликами и действиями к дальнейшему развёртыванию сюжета. Но этот подход в руководстве игрой приемлем в том случае, если дети принимают педагога как старшего друга, если его уважают и он пользуется авторитетом.

В идеале в старшем возрасте сюжетно-ролевые игры должны спонтанно организовываться самими детьми. Как правило, организатор игры становится ее ведущим, распределение ролей происходит по интересам (кто кем хочет быть), если возникают затруднения, взрослый предлагает обсудить кандидатуры. Содержание игры трансформируется и обогащается благодаря индивидуальному опыту каждого ребёнка. Поэтому иногда целесообразна замена исполнителя конкретной роли. В ходе игры можно применить такую замену ролей, как “отпуск”, “переезд”, “прием на работу”, “смена должности”, “ввод второго сотрудника” и т.д.

Как показывает практика, игра обусловлена стремлением к самостоятельности, стремлением получить конечный результат своих действий, общением со сверстниками, желанием удовлетворить разнообразные познавательные и художественные интересы.

На ход игры в старшем возрасте большое внимание оказывает сформированность детского коллектива, положительная оценка воспитателем отношений между детьми, дружба, а так же взаимооценка детей друг другом, так как в этом возрасте на первом плане в игре выступают отношения.

Можно косвенно изменять ситуации в игре, подводя в ходе беседы с детьми их мысли к тому, что «требования к товарищу по игре должны сочетаться с заботой о нем, готовностью помочь ему» Так воспитывается коллективизм, дружба, взаимопомощь.

Воспитатель должен озвучить одобрение таких проявлений в игре как забота, взаимовыручка, уважительное отношение друг к другу.

Похвала очень сильный стимул в детском возрасте, поэтому любые проявления инициативы по включению в игру новой сюжетной линии является хорошим подходом в стимулировании игры.

Для возникновения замысла игры целесообразно применять такие методы как чтение художественной литературы (дети любят подрожать своим сверстникам), яркий, впечатляющий рассказ воспитателя о каком либо событии, беседа.

Очень впечатляют детей встречи с представителями различных профессий, их рассказы из жизни, интересные случаи на работе.

Как уже отмечалось в предыдущей главе, большое значение в игровой деятельности имеет игровой материал. Иногда достаточно внести в игровую зону новую игрушку, какой-либо атрибут, как игра приобретает новое русло, либо явится толчком для новой игры.

Педагог может ненавязчиво подсказать какие-либо новые действия персонажа или помочь обустроить игровое пространство какого-либо “заведения”.

Эти методы и приёмы можно применять ко всем самостоятельным играм.

Следующая группа игр — образовательно-воспитательная, проводимая по инициативе взрослого.

Наиболее часто используемые в практике — дидактические игры, главная задача которых — обучающая. «Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление; она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка». Дидактические игры содержат в себе два начала — учебное и игровое их можно использовать как на занятиях, так и в свободной деятельности — в группе, на участке. Дидактические игры делятся на два вида: игры — занятия и непосредственно дидактические.

В играх-занятиях ведущая роль принадлежит воспитателю. В них воспитатель наряду с передачей определённых знаний учит детей играть. «в процессе дидактической игры внимание ребёнка обращается на выполнение игрового действия, а основная задача обучения им не осознаётся (происходит латентное обучение)».

Дидактические игры применяются при обучении математике, родному языку, ознакомлении с окружающим миром, при развитии сенсорики.

Непосредственно дидактические игры как игровая деятельность имеют место в том случае, если детьми усвоены правила игры, если эти игры им интересны.

В дидактических играх решаются задачи умственного, нравственного, трудового, эстетического, физического, воспитания.

«Доказана необходимость прямого управления развитием способностями ребенка». Эту задачу с успехом решает дидактическая игра.

Методы и приемы в дидактических играх как прямые — показ, объяснение, рассказ, обучение одного ребенка другим, так и косвенные воспитатель является равноправным участником, хвалит наиболее отличившихся детей. Если радость ребенка в игре достаточно автономна, то радость от учебных и трудовых действий непосредственно зависит от благоприятной оценки и поощрения со стороны взрослого».

По мере угасания интереса к игре воспитатель вносит усложнение в игру: разнообразит варианты, придумывает более сложные правила, изменяет игровую задачу, вносит меру поощрения, использует метод замещения одних предметов на другие. включает новые персонажи. включает новые игровые действия. Привлекательность дидактических игр — возможность выиграть. Но для этого необходимо владеть определенными знаниями, умениями, навыками. Однако есть дети как активные, раскрепощенные, так и пассивные, робкие, неуверенные в своих возможностях. Именно на таких детей педагогу следует обратить особое внимание. «Руководство воспитателем игрой всегда должно сочетаться с индивидуальным подходом к детям».

Эти дети не включаются в дидактические игры либо потому, что не владеют нужными знаниями, приемами игры, которым их следует обучить (прямой метод — показ, рассказ), либо в силу своих психо — эмоциональных особенностей — застенчивость, неуверенность в себе. К таким детям необходимо применять особые методы и подходы в

приобщении к обучающим играм, к развитию их активности. Прежде всего, необходимо выявить сильные стороны таких детей и всячески поощрять их инициативу в решении посильных задач. Это позволит им «пережить ситуацию успеха», повысит уверенность в своих возможностях, поднимет их авторитет в глазах сверстников. Здесь уместна похвала, поощрение за инициативу, предоставление им приоритета в выполнении какого — либо задания.

Иногда воспитателями умаляется роль дидактических игр в усвоении знаний. Это можно объяснить незнанием методики проведения их, и, как следствие этого — результат, не достигший поставленной цели.

Сюжетно — дидактические игры содержат как игровой элемент, отражающий трудовую деятельность взрослых, так и математические действия взрослых (желательно усвоенные на занятиях по математике), подчиненные строгим правилам.

Необходимое условие для успешности проведения сюжетно -дидактической игры — непосредственное участие в игре воспитателя, выполняющего в игре игровую роль, так как в ходе игры необходим контроль за правильным выполнением счетно — измерительных действий во избежание закрепления ошибок. Так -же воспитатель может руководить игрой, используя такие методы как «помощь в виде вопросов, разъяснений, советов и т. п., влиять на распределение ролей, подсказывать и создавать новые ситуации игры, подчеркивать, одобрять успехи детей, привлекая внимание коллектива, вызывать положительное эмоциональное настроение, стимулировать инициативу и творчество»

Сюжетно — дидактическая игра отличается от сюжетно — ролевой тем, что в ней присутствует счет и измерение. Дети не всегда пользуются счетом и измерением в своих играх. Поэтому воспитатель должен объяснить целесообразность применения математических знаний в быту. Эта задача решается таким методом, как создание такой игровой ситуации, где возникла бы необходимость в точном измерении и счете, что привело бы к осознанию практической необходимости в математических действиях.

После овладения детьми навыка применения математических действий в сюжетно — дидактической игре, игра, как правило, перерастает в сюжетно — ролевую, где роль воспитателя сводится к косвенному руководству по урегулированию морально — этических норм и правил.

Для того чтобы обучающие игры проходили успешно, необходимо прежде всего оснастить группу соответствующими возрасту дидактическими играми, игрушками и дидактическим материалом. Предоставить к ним свободный доступ.

Надо сказать о том, что вся деятельность современного педагога в руководстве различными играми должна сводиться к тому, чтобы воспитать в детях творческую инициативу, организаторские способности, воспитывать чувство уверенности в своих силах, коллективизм, дружелюбие, отзывчивость и другие нравственные качества.

Игра – важнейший вид детской деятельности. Полифункциональные предметы. Игра «Пожарные». Образовательная область «Социализация».

Предварительный просмотр:

Руководство игровой деятельностью

Игра в дошкольном возрасте является таким видом деятельности, в процессе которого при правильном педагогическом руководстве осуществляется всестороннее развитие ребенка. В сюжетно – ролевых играх должна четко соблюдаться последовательность развития игровых умений. Уровень игровых умений детей каждой возрастной группы определен “Программой воспитания и обучения в детском саду”. Следует помнить, что стимулом к игре в младшем дошкольном возрасте являются игрушки, разные атрибуты, которые надо приготовить заранее. Малышей необходимо учить игровым действиям используя разные методические приемы: показ действий воспитателем в ходе игр. Экскурсии позволяют детям наблюдать за трудом людей разных профессий на рабочих местах. Для побуждения детей к игре в этом возрасте воспитатель должен создать игровую ситуацию. Можно произвести прямое руководство игровой деятельностью детей, то есть взять на себя главную роль.

Во II младшей группе дети более самостоятельны, они берут на себя роли и стараются действовать в соответствии с ними. В этой группе воспитатель должен уделять тоже большое внимание обучению детей игровым действиям, созданию частичной игровой ситуации. Недостающие предметы и игрушки дети подбирают сами. Руководя игрой, нельзя подавлять инициативу детей, наводящими вопросами и советами надо помочь им развить сюжет. Развивая сюжет, воспитатель должен содействовать усложнению игровых умений детей. В этом возрасте необходимо учить детей распределять между собой роли с учетом желаний каждого ребенка, его знаний, личных качеств.

В средней группе детей нужно учить самостоятельно подбирать необходимые игрушки и оборудование для игр, делать постройки из строительного материала.

В старшем дошкольном возрасте нужно учить детей объединяться для игры в большие коллективы. Введение в игру большого количества ролей способствует укреплению устойчивых игровых объединений. Сюжетно – ролевые игры старших дошкольников могут продолжаться длительное время. Содержание их постепенно развивается и усложняется. Обогащение знаний детей происходит как на занятиях, так и в повседневной жизни. При необходимости детей нужно привлекать к изготовлению атрибутов. В этом возрасте используется косвенное руководство, но при необходимости воспитатель может взять на себя определенную роль. Используя различные методы и приемы в руководстве играми, нельзя подавлять инициативу и творчество детей.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально – волевых качеств. В игре реализуется его потребность воздействовать на мир. В.Сухомлинский подчеркнул, что “игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности ”.

В процессе игры развиваются духовные силы ребенка, его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т.д. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту, способ усвоения общественного опыта. Основной вид игр детей дошкольного возраста – сюжетно – ролевые игры. В этих играх дети отражают свои впечатления, свое понимание и отношение к окружающему и прежде всего к деятельности взрослых. Они способствуют активности и самостоятельности детей. Для того, чтобы воспитание детей в игре проходило успешно, необходимо создать соответствующие условия: достаточное количество времени для игры, наличие площади для развертывание игровых действий, необходимые игрушки и пособия и правильное их распределение в группе, обогащение детей впечатлениями и хорошее самочувствие.

Особая роль игры в воспитании ребенка требует насыщение ею всей жизни в детском саду. Нельзя заменять игру какими – либо другими формами работы. Для игры в режиме дня каждой возрастной группы отводится время до завтрака и после него, после занятий, на прогулке, вечером до ухода домой. Наиболее полноценно игра разворачивается в помещении в вечерний отрезок времени, а на прогулке – до обеда и вечером. если дети хотят продолжить начатую игру после обеда или в другой день, им нужно разрешить оставить постройку со всеми игрушками при условии, что они расставлены аккуратно. Это способствует воспитанию целеустремленности, поддерживает интерес к начатой игре. Очень важно хорошо организовать сюжетно – ролевые игры на участке. Игры на свежем воздухе полезны для здоровья и развития детей. На участке мы учим играть с предметами – заместителями, природным материалом. Перед выходом на прогулку предлагаем подумать, как дети хотят играть, что взять с собой. Можно в группе распределить роли, чтобы каждый взял, что нужно для него.

Предметно – ролевая игра часто определяет тематическое содержание и характер детских игр. Одним из условий, способствующих полноценному развитию детских игр является не только педагогически целесообразный подбор игрового материала, но и возможность для ребенка пользоваться им.

У нас игрушки находятся в разных местах групповой комнаты, чтобы играя дети не мешали друг другу. Крупные игрушки размещены на полу. Куклы, мелкие игрушки – на полках шкафов, атрибуты для сюжетно – ролевых игр – в коробках в шкафу. Дети знают, где что находится и самостоятельно пользуются игровым материалом. Каждая игрушка имеет свое место. После игры дети самостоятельно наводят порядок в группе. Дети старшего возраста самостоятельно разворачивают сюжет игры и подбирают для этого не только игрушки, но и предметы из окружающей их обстановки: стулья, банкетки и т.п. То есть предметно – игровая ситуация конструируется самими детьми и подчинена игровому замыслу.

игровой замысел – это общее определение того, во что и как будут играть дети: в “Пожарных”, в “Больницу”, в “Парикмахерскую” и т.д. Он формируется в речи, отражается в игровых действиях, оформляется в игровом содержании и является содержанием игры. По игровому замыслу игры можно разделить на более или менее типичные группы:

  1. бытовые игры, отражающие быт семьи и детского сада;
  2. игры на темы труда;
  3. игры с общественной тематикой (праздники, путешествия, встреча гостей).

Такое деление их, конечно, условно так как игра может включать в себя отражение разных жизненных явлений.

Развитие замысла связано с общим умственным развитием ребенка, с формированием его интересов. У детей старшего возраста возникает интерес к различным событиям жизни, к разным видам труда взрослых. Богатство замысла и эффективность средств воплощения в каждой игре зависит от наличия у детей жизненных наблюдений, дополненных литературно – художественными образами6 которые помогают детям перейти от прямого подражания к творческому воспроизведению игровых замыслов. Своеобразны мотивы такого творчества – это прежде всего стремление выражать свои впечатления, переживания.

Для возникновения замысла нужны яркие, волнующие ребенка впечатления. Однако появление замысла еще не говорит о том, что ребенок способен самостоятельно воплотить его в игре так как у него нет еще необходимых навыков и умения планировать свои действия.

После рассказа воспитателя о труде пожарных, дети сговорились поиграть, но игра у них не получилась, потому что они не знали действия, производимые пожарными и как пользоваться средствами тушения огня. Предложила детям сходить к пожарному щиту. Рассмотрели все, что есть на нем. Рассказала о том, для чего нужны лом, топор, багор и показала, как ими действовать. Спросила детей: “Для чего нужно ведро?” Вспомнили строчки из стихотворения Маршака: “Тили бом, тили бом, загорелся Кошкин дом… Бежит курица с ведром, заливает Кошкин дом”. Отметила, что не всегда можно обойтись ведром. Привлекла внимание детей к ящику с песком. Рассказала, что огонь можно засыпать песком. Алсу вспомнила, как они с мамой наблюдали за пожаром в трамвае, как водитель засыпал огонь песком, а потом приехали пожарные на машине и стали заливать из огнетушителей. Алеша заметил, что на щите есть огнетушитель. “А где вы еще видели огнетушитель?” Аня вспомнила, что в группе у нас тоже висит огнетушитель. Ответственная за пожарную безопасность детского сада рассказала, как пользоваться огнетушителем, показала пожарные краны в детском саду и объяснила их назначение. Рассматривая куклу в костюме пожарного, дети еще раз уточнили особенности костюма, его назначение. Прослушав отрывок из произведения Сегал “Машины на нашей улице”, Илья рассказал детям, что у пожарной машины есть сигнальные огни (синие) и звуковой сигнал, чтобы их пропускали. С помощью шефов были сделаны полифункциональные предметы. Это кубы – вкладыши (6 штук) разного размера. Ребро самого большого – 550 мм., каждый следующий меньше предыдущего на 50 мм. Ребро самого маленького – 300 мм. Отверстия, просверленные в гранях кубов и палка позволяют установит руль, штурвал и т.д. Дополнительные детали к кубам – вкладышам (руль, штурвал, крылья самолета и т.д.) Дети с интересом и любопытством рассматривали эти предметы, размышляя, что это такое и для чего.

“Это наверное кубы. Мы будем собирать из них башню”, — сказал Рустем.

“А может еще что – нибудь можно сделать?”, — спросил Рифат.

Показала детям чертеж, на котором изображены предметы, которые можно сделать из кубов – вкладышей. Дети очень оживились: “Смотрите, какой самолет, — сказал Саша, — Давайте попробуем его сделать”. Дети принялись за работу. Брали один куб, потом другой и не могли решить, к какому крепить крылья, а к какому – хвост. Обратила внимание детей на то, что кубы разного размера и на третьем есть прорезь. “Как вы думаете, для чего она?” Илья предположил, что этот куб должен быть последним и в него нужно вставить хвост. Предложила детям попробовать. Сколько радости было, когда им это удалось. рассмотрев чертеж, отметили что нужны еще два куба, но меньших размеров. Выбрав нужные кубы, встал вопрос, как крепить крылья. Предложила Ильдару и Павлу держать крылья, Илье – вставить в отверстия винты, а Андрею – прикрутить гайки. И вот самолет стоит готовый к полету. Дети распределяют роли и обыгрывают постройку.

Для игры “Пожарные” понадобилась машина. Павел предложил сделать ее из полифункциональных предметов. Дети внимательно рассмотрели чертежи и под моим контролем приступили к работе. Вот машина собрана. Встал вопрос, куда можно поместить средства тушения, чтобы они не занимали много места. Павлик предлагает поставить большой куб боком и сложить в него средства тушения. Большую помощь по созданию условий для игровой деятельности детей оказывают родители. Ими были сделаны: руль для машины, гайки с винтами для крепления крыльев и колес, пожарный рукав со стволом. Привлекали детей к ремонту имеющихся атрибутов. В уголке ручного труда дети с увлечением ремонтировали каски.

Для обогащения детей знаниями читали следующие произведения: Толстой “Пожарные собаки”, “Приключения пожарного”, Маршак “Пожар”, “рассказ о неизвестном герое”, Сегал “Машины на нашей улице”, Чуковский “Путаница”, “Бармалей”. Организовали прослушивание грамзаписи сказки “Кошкин дом”. Рассмотрели стенд – выставку о соблюдении пожарной безопасности в новогодние праздники, плакаты. Провели беседу о труде пожарных. Дети наперебой рассказывали о значении труда пожарных, о том, какими они должны быть. Для того, чтобы быстро справиться с огнем, пожарные должны многое уметь и знать. У них тоже бывают занятия, на которых они учатся быстро и правильно пользоваться средствами борьбы с огнем.

Подумали с детьми, как можно провести занятие. Для закрепления знаний детей провели игру “Угадай, что мы делаем и чем?”. Задумывали какое – нибудь действие, связанное с тушением пожара, водящий отгадывал, что делали дети и чем. Игра “Составь самый интересный рассказ” развивает внимание, память, готовит детей к предстоящей игре.

В заключение еще несколько слов хочется сказать о полифункциональных предметах. Их роль велика в создании условий для игровой деятельности детей. Кубы – вкладыши позволяют детям создавать разнообразную игровую обстановку при развертывании сюжетно – ролевых игр. Ребенок может сделать из низ машину, самолет, прилавок магазина, пароход, капитанский мостик, подставку для мачты с флагом или светофора, столик для парикмахера и другие конструкции. Наличие полифункциональных предметов в игровых уголках способствует активизации воображения ребенка, развитию действий замещения. Такие кубы – вкладыши могут быть использованы в играх детей старшего дошкольного возраста.


Статьи по теме