Ремонт Станка 16к20 инструкция

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Ремонт Станка 16к20 инструкция. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Инструкции».

Ремонт Станка 16к20 инструкция.rar
Закачек 2611
Средняя скорость 4111 Kb/s
Скачать

Ремонт Станка 16к20 инструкция

Характерные возможные неисправности

В станках могут быть различного рода неисправности. Многие из них возникают из-за несоблюдения инструкций по уходу и обслуживанию.

В любом случае прежде, чем приступить к устранению неисправности, нужно ознакомиться с перечнем основных возможных неисправностей.

При идентичности характера возникшей неисправности с описанной нужно воспользоваться предлагаемыми методами устранения.

Таблица — Перечень основных возможных неисправностей

Станок не запускается

Срабатывают блокировочные устройства

Проверить надежность закрытия дверей шкафа, кожуха коробки передач

Падение или отсутствие напряжения питающей сети

Проверить наличие и величину напряжения в сети

Невозможно переключение блока шестерен рукояткой установки чисел оборотов шпинделя (характерный звук проскальзывающих шестерен)

Блок шестерен не выходит из нейтрального положения

Включить электродвигатель и на «выбеге» произвести переключение

Произвольное отключение электродвигателя во время работы

Срабатывание теплового реле от перегрузки двигателя

Уменьшить скорость резания или

Крутящий момент шпинделя меньше указанного в руководстве

Токарно-винторезный станок 16К20 предназначен для выполнения различных токарных работ и нарезания метрической, модульной, дюймовой и питчевой резьб. Обрабатываемые детали устанавливаются в центрах или патроне.

Станок заменяет модель 1К62. По всем качественным показателям (производительности, точности, долговечности, надежности, удобству обслуживания, безопасности работы и т. д.) превосходит станок модели 1К62. Жесткая коробчатой формы станина с калеными шлифованными направляющими установлена на монолитном основании.

1 — токарный станок (номер группы по классификации ЭНИМС)

Кинематическая схема

Кинематическая схема приведена для понимания связей и взаимодействия основных элементов станка. На выносках проставлены числа зубьев (z) шестерен (звездочкой обозначено число заходов червяка). Цифрой 1 обозначен суппорт с механическим перемещением резцовых салазок .

Схема расположения подшипников

Механизм главного движения

Установка числа оборотов шпинделя осуществляется двумя рукоятками 1 и 2 , помещенной на шпиндельной бабке. В правой части таблицы даны ряды чисел оборотов шпинделя в минуту при прямом вращении и указаны положения рукояток для установки требуемого числа оборотов.

Шпиндельная бабка

Шпиндельная бабка жестко сбазирована на станине при сборке станка. В случае необходимости регулировки шпиндельной бабки в горизонтальной плоскости необходимо снять облицовку коробки подач, ослабить винты, крепящие переднюю бабку и специальным регулировочным винтом отрегулировать положение оси шпинделя по пробным проточкам до необходимой точности.
При ослаблении крепления шкива 74 на конусной части вала 69 нужно подтянуть винт 70 .
Крутящий момент на шпинделе должен соответствовать данным.
При снижении крутящего момента нужно в первую очередь проверить натяжение ременной передачи главного привода . Если натяжение ремней .достаточное, следует отрегулировать фрикционную муфту главного привода, расположенную в шпиндельной бабке. Для этого надо открыть крышку 99.
Поворотом гайки 62 по часовой стрелке при утопленной (нажатой) защелке 80 можно подтянуть муфту прямого вращения шпинделя, поворотом гайки 59 против часовой стрелки — муфту обратного вращения. Для облегчения регулирования муфты прямого вращения шпинделя рукоятку 8 нужно повернуть влево, для облегчения регулирования муфты обратного вращения шпинделя — вправо.
Обычно достаточно повернуть гайки 59 и 62 на 1/16 оборота, т. е. на один зубец. По окончании регулирования нужно убедиться в том, что защелка 80 надежно вошла в пазы гаек 59 и 62.

Задняя бабка

Если рукоятка 19, отведенная в крайнее заднее положение, не обеспечивает достаточного прижима задней бабки к станине, то нужно посредством регулирования винтами 26 и 33 при отпущенных контргайках 27 и 34, изменяя положение прижимной планки 31, установить необходимое усилие прижима.

Коробка подач

При ремонте станка особое внимание следует обратить на правильность монтажа механизма переключении зубчатых колес, смонтированного на плите 38, которая крепится к корпусу 3, коробки подач. Во избежание нарушения порядка сцепления зубчатых колес коробки подач при сборке нужно совместить риски, нанесенные на шестернях 51 и 52.

Фартук

Регулирование усилия, развиваемого механизмом подач, производится поворотом гайки 11. Величина усилия определяется динамометром, который нужно установить между жестким упором 47 и кареткой 19 . Следует следить за тем, чтобы величина усилия не превышала допустимую.

Суппорт

Мертвый ход винта 20 привода поперечных салазок 11, возникающий при износе гаек 22 и 23, устраняется следующим образом.

Коробка передач (сменные шестерни)

Коробка передач (сменные шестерни) служит для передачи вращения от выходного вала (ось I) шпиндельной бабки на выходной вал (ось II) коробки подач с помощью установки комбинаций сменных шестерен в соответствии со схемами таблицы. Станок можно налаживать на нарезание различных резьб.
Сменные шестерни К и N монтируются на шлицевых валах и закрепляются болтами 9 через шайбы 8.
Промежуточные шестерни L и М устанавливаются на шлицевой втулке 10 оси 13, закрепляемой при помощи ключа в требуемом месте паза кронштейна З, который фиксируется гайкой 6.
На торцах сменных шестерен К, L, М, N нанесены (см. упаковочный лист), число зубьев z и модуль т.
При закреплении кронштейна 3 и оси 13 нужно установить сменные шестерни с минимальным радиальным зазором.
Нельзя забывать о регулярной смазке (см. п. 6.2. «Карта смазки») сменных, шестерен и втулки 10, которая смазывается через колпачковую масленку 12.

Станина, рейки, ходовой винт, ходовой вал и привод быстрых перемещений суппорта

Натяжение ремня привода быстрых перемещений суппорта осуществляется регулировочным винтом 3, который контрится гайкой 2.

Электрическая схема

Пуск электродвигателя главного привода M1 и гидростанции М4 осуществляется нажатием кнопки S4 которая замыкает цепь катушки контактора К1, переводя его на самопитание. Останов электродвигателя главного привода Ml осуществляется нажатием кнопки S3.

Управление электродвигателем быстрого перемещения каретки и суппорта М2 осуществляется нажатием толчковой кнопки, встроенной в рукоятку фартука и воздействующей «а конечный выключатель S8.
Пуск и останов электронасоса охлаждения М3 производится переключателем S7.
Работа электронасоса сблокирована с электродвигателем главного привода M1 и включение его возможно только после замыкания контактов пускателя К1.
Для ограничения холостого хода электродвигателя главного привода в схеме имеется реле времени КЗ. В средних (нейтральных) положениях рукояток включения фрикционной муфты главного привода замыкается нормально закрытый контакт конечного выключателя S6 и включается реле времени КЗ, которое через установленную выдержку времени отключит своим контактом электродвигатель главного привода. Производить перестройку выдержки времени в рабочем состоянии реле категорически запрещается.

Станок 16К20 характеризуется достаточно простой конструкцией, что в немалой степени обусловило его востребованность предприятиями разных отраслей народного хозяйства. Полные сведения об устройстве этого токарного агрегата содержит его паспорт.

1 Фартук станка и особенности его конструкции

Механизм фартука размещается в специальном корпусе, который присоединен к каретке. В его составе имеется отдельный вал с несколькими колесами (одно из них является червячным), которые получают движение от ходового вала. От указанных колес вращение идет дальше – на муфты, оснащенные зубьями торцовой формы. Именно эти муфты запускают в нужном направлении подачу суппорта. Как видим, схема достаточно проста.

Суппорт 16К20 может передвигаться вправо либо влево (продольное перемещение) через другое колесо, установленное на втулке, которая соединена с реечным колесом шпонкой. Вывод данных элементов из зацепления производится посредством кнопки управления. Паспорт токарного станка разрешает перемещать суппорт и вручную, используя штурвал (кинематическая схема при этом не меняется).

Механизм фартука требует регулярной настройки усилия подачи. Она выполняется при помощи гайки (она видна на фото и общей схеме агрегата), причем показатель усилия устанавливают посредством стандартного динамометра, а проверяют ее значение по специальной табличке. Очень важно, чтобы полученная величина усилия при регулировке не превышала рекомендованной (приведенной в таблице).

Ремонт фартука требуется нечасто – станок 16К20 и его кинематическая схема отличаются высокой надежностью каждого элемента. Самым уязвимым узлом данного механизма считается маточная гайка – ее первоначальная регулировка осуществляется на заводе-производителе. Она периодически изнашивается. Решение проблемы – замена гайки при помощи метчика и кондукторного приспособления. Паспорт установки не содержит чертежей указанных инструментов, поэтому искать их придется самостоятельно (например, на специализированных интернет-сайтах).

Также может понадобиться ремонт винта поперечных салазок. Бывает, что его ход стопорится из-за износа гаек. Руководство по эксплуатации описывает то, каким образом можно восстановить винт поперечной подачи 16К20:

  • демонтируется крышка;
  • откручивается контргайка (паспорт агрегата рекомендует для выполнения этого действия использовать выколотку, сделанную из мягкой стали);
  • посредством вращения гайки производится выборка зазора.

Руководство требует, чтобы показатель зазора после процедуры его регулировки был идентичным свободному ходу винтовой пары в рамках деления лимба. Если полученная величина соответствует данному требованию, можно затягивать контргайку и монтировать крышку обратно.

Как правило, винт поперечной подачи 16К20 ремонтируется силами оператора станка. Рабочий также может самостоятельно настроить и задний резцедержатель, находящийся на поперечных салазках (он имеется не на всех агрегатах, так как поставляется дополнительно). В тех случаях, когда резцедержатель не обеспечивает должного уровня фиксации рабочего инструмента, следует снять резцовую головку и очистить максимально тщательно и ответственно все элементы узла.

2 Устройство коробки скоростей и шпиндельной бабки

Шпиндель и валы, которыми располагает коробка скоростей 16К20, совершают движение на опорах качения. Их смазывание осуществляется при помощи насоса (принудительный режим) и посредством разбрызгивания смазки. Передняя бабка при сборке агрегата устанавливается на его станине. Иногда ее требуется отрегулировать в горизонтальной плоскости. Выполнить такую операцию несложно.

Руководство по эксплуатации описывает ее так:

  • с коробки подач демонтируют облицовку;
  • ослабляют (но не выкручивают полностью) все имеющиеся крепежные винты;
  • настроечным винтом выбирают по специальным проточкам нужное положение оси шпинделя.

Коробка скоростей 16К20 обеспечивает шпинделю 11 обратных скоростей и 22 прямых (паспортные данные). При прямом вращении шпиндель имеет число оборотов от 12,5 до 1600, при обратном – от 19 до 1900. Шпиндель передает движение подачи на вал трензеля, после чего оно поступает на механизм подач – элементарная кинематическая схема, которая гарантирует безаварийную работу установки.

Шпиндель обязан обеспечивать определенный показатель крутящего момента (допустимые величины указаны в паспорте). Если момент уменьшается, нужно настроить узел. Паспорт рекомендует делать это далее указанными способами: регулировкой муфты (фрикционной); натяжением ремней. Фрикционная муфта находится под распределительным лотком и крышкой передней бабки. Их следует снять, а затем гайкой выполнить регулировку муфты.

Как правило, для нормализации крутящего момента шпинделя хватает поворота гайки на один зубец в одну из сторон.

3 Другие основные узлы и механизмы станка

Кинематическая схема рассматриваемого агрегата имеется в его паспорте, в котором, кроме того, дается общее описание всех элементов, входящих в устройство станка (резцедержатель и люнет 16К20, коробка подач, суппорт, передняя бабка, вал фрикционный в сборе 16К20 и так далее). Дублировать в этой статье все данные, которые содержит паспорт (руководство по эксплуатации) установки мы не будем. Но о некоторых важных узлах станка добавим несколько слов.

Его кинематическая схема не будет работать без следующих механизмов:

  • Коробка передач. Она нужна для передачи вращения, представляет собой набор сменных шестерен, которые устанавливаются в различных комбинациях (расшифровка схемы их расположения дается в паспорте станка). Устройство данной коробки простое, ее ремонт требуется редко, система подач нуждается лишь в регулярной смазке через масленку колпачкового типа.
  • Резцедержатель. Располагает специальным отверстием, куда помещается втулка. После того, как в резцедержатель крепят рабочий инструмент, конструкция фиксируется винтом.
  • Люнет неподвижный 16К20. Приспособление для повышения точности обработки изделий (в частности, валов) на станке.

4 Капитальный ремонт токарного агрегата

Как была сказано, и электрическая, и механическая система, коими располагает токарно-винторезный станок 16К20, отличаются высокой степенью надежности. По этой причине их ремонт требуется совсем не часто. При грамотном обслуживании агрегат функционирует без поломок длительное время. Несмотря на это, капитальный ремонт следует проводить в обязательном порядке, причем в те сроки, которые рекомендует паспорт станка.

Данные (капитальные) ремонтные работы предполагают выполнение следующих действий:

  • определение уровня износа всех основных комплектующих;
  • промывка с использованием специальных средств и тщательная протирка элементов;
  • ремонт системы смазки и охлаждения, а также остальных механизмов станка;
  • замена изношенных элементов по подготовленной в ходе плановых осмотров агрегата ведомости;
  • шабрение и шлифование металла направляющих бабки, салазок и каретки суппорта, станины;
  • проведение анализа на чрезмерный нагрев и шумность установки;
  • шпаклевка наружных поверхностей оборудования и их окраска.

Может выполняться ремонт и других составляющих станка, которые нуждаются в обязательном восстановлении своей работоспособности.


Статьи по теме