Ответственность Руководителя Образовательной Организации

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Ответственность Руководителя Образовательной Организации. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Инструкции».

Ответственность Руководителя Образовательной Организации.rar
Закачек 964
Средняя скорость 9788 Kb/s
Скачать

Ответственность Руководителя Образовательной Организации

Любому образовательному проекту требуется серьезная проработка

номер 21, от 22 мая 2018

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

Наводнения в Бангладеш – национальное бедствие. Они смывают все на своем пути, разрушают дома, больницы, школы. Но бангладешцы придумали выход – построили сто плавучих школ. Парты, книжные шкафы, наглядные пособия – всё в лодках. О том, чем еще может удивить образование на Филиппинах – в репортаже Сергея Рыкова.

Дети, прошедшие испытания, часто склонны к обману, кражам. Они сразу начинают звать приемных родителей «мама» и «папа», но это еще ничего не значит. По-настоящему эти слова зазвучат, быть может, через год или много позже… Все трудности и радости приемных семей – в материале Ольги Боткиной.

«Школа без разумного участия родителей никогда ничего не сделает – родители несут большую ответственность, чем педагоги», — убежден Николай Цискаридзе. Эксклюзивное интервью выдающегося артиста, ректора Академии русского балета имени Вагановой – в рубрике «Гость «УГ».

Наши приложения

Ответственность должностных лиц образовательных организаций

Сетевое издание. Зарегистрировано Роскомнадзором 6 июля 2012 года

Эл No. ФС77-50440

Перепечатка материалов газеты допускается только c письменного разрешения редакции.

Ссылка на «УГ» обязательна.

Выходит с 1924 года; электронная версия — с 1995 года.

Key title: Ucitel’skaa^ gazeta (Online) || ISSN 1607-2162

Введение

Общеобразовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования.

Согласно ст. 273 ТК РФ. Руководитель организации — физическое лицо, которое в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа. Руководителем общеобразовательной организации является директор.

В соответствии с ч. 1 ст.51 Федерального закона 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» руководитель образовательной организации назначается учредителем образовательной организации. Учредитель муниципальной школы обязан издать распорядительный документ о назначении того или иного лица на вакантную должность руководителя школы.

Основные положения, определяющие правовой статус руководителей организаций, содержатся в главе 43 Трудового кодекса РФ «Особенности регулирования труда руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации». Вместе с тем ч. 6 ст. 51 Федерального закона 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: уточняет, что права и обязанности руководителя образовательной организации, его компетенция в области управления образовательной организацией определяются в соответствии с законодательством об образовании и уставом образовательной организации.

В уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, следующая информация:

1) тип образовательной организации;

2) учредитель или учредители образовательной организации;

3) виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;

4) структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий. (ч.2 ст. 25 Федерального закона 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)

В образовательной организации должны быть созданы условия для ознакомления всех работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся с ее уставом.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает наличие номенклатуры должностей руководителей образовательных организаций, уточняет права, социальные гарантии и меры социальной поддержки, вносит конкретику в вопросы их аттестации, определяет минимальный образовательный ценз претендентов на занятие должности руководителя (части 2, 4, 7 ст. 51).

Юридический статус директора образовательной организации складывается из трех элементов: права, обязанности, ответственность.

Права руководителя образовательной организации

Директору образовательной организации предоставляются права, социальные гарантии и меры социальной поддержки, предусмотренные для педагогических работников в части предоставления ежегодного удлиненного оплачиваемого отпуска, досрочного назначения трудовой пенсии, в части предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения (для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках, поселках городского типа). Порядок предоставления данных прав, гарантий и мер поддержки устанавливается Правительством РФ (ч. 7 ст. 51, ч. 4 ст. 52 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Руководитель является единоличным исполнительным органом учреждения, осуществляющим текущее руководство его деятельностью.

Руководитель имеет право на:

а) осуществление действий без доверенности от имени учреждения;

б) выдачу доверенности, в том числе руководителям филиалов и представительств учреждения (при их наличии), совершение иных юридически значимых действий;

в) открытие (закрытие) в установленном порядке счетов учреждения;

г) осуществление в установленном порядке приема на работу работников учреждения, а также заключение, изменение и расторжение трудовых договоров с ними;

д) распределение обязанностей между своими заместителями, а в случае необходимости — передачу им части своих полномочий в установленном порядке;

е) утверждение в установленном порядке структуры и штатного расписания учреждения, принятие локальных нормативных актов, утверждение положений о структурных подразделениях, а также о филиалах и представительствах учреждения (при их наличии);

ж) ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров;

з) поощрение работников учреждения;

и) привлечение работников учреждения к дисциплинарной и материальной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

к) решение иных вопросов, отнесенных законодательством Российской Федерации, уставом учреждения и настоящим трудовым договором к компетенции руководителя;

л) получение своевременно и в полном объеме заработной платы;

м) предоставление ему ежегодного оплачиваемого отпуска;

н) повышение квалификации.

(положения данного подраздела включены из типовой формы трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.04.2013 №329)

Избрание или назначение на должность руководителя образовательной организации в соответствии с законодательством РФ и уставом образовательной организации осуществляется:

1) назначением Правительством Российской Федерации (для ректоров федеральных университетов);

2) назначается Президентом Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами;

3) назначается учредителем образовательной организации;

4) избирается общим собранием, конференцией работников (общим собранием, конференцией работников и обучающихся) образовательной организации с последующим утверждением учредителем образовательной организации.

Требования к кандидатам на должность руководителя образовательной организации:

соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам;

отсутствие запретов к допуску к педагогической деятельности в соответствии со ст. 331, 351.1 Трудового кодекса РФ.

Кандидаты на должность руководителя государственной или муниципальной образовательной организации и ее руководитель избранные общим собранием и назначенные учредителем образовательной организации проходят обязательную аттестацию. Порядок и сроки проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя государственной или муниципальной образовательной организации устанавливаются учредителями этих образовательных организаций.

Трудовые права и социальные гарантии руководителя образовательной организации такие же, как у педагогического работника.

ФЗ «Об образовании» предусмотрены особенности избрания, назначения на должность и статуса руководителя частной образовательной организации, которые определяются в уставе частной образовательной организации в соответствии с трудовым законодательством, а также особенности руководства образовательной организации высшего образования. В организации высшего образования по решению ее ученого совета может учреждаться должность президента образовательной организации высшего образования, но совмещение должностей ректора и президента образовательной организации высшего образования не допускается. Порядок избрания президента образовательной организации высшего образования и его полномочия определяются уставом образовательной организации высшего образования. После избрания президента государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования между ним и учредителем этой образовательной организации заключается трудовой договор на срок до пяти лет.

В соответствии с законодательством РФ ответственность возлагается на руководителя образовательной организации за руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью образовательной организации.

4. Правовой статус научно-педагогических работников.

Непосредственное участие в осуществлении образовательного процесса принимают научно-педагогические и иные работники организации, осуществляющие образовательную деятельность, которые вступают в трудовые правоотношения с образовательной организацией.

ФЗ «Об образовании» разграничивает понятия педагогических и научных работников, а также вводит понятие иных работников образовательной организации. Педагогический работник — физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности. Педагогические работники высшего образования относятся к профессорско-преподавательскому составу указанных организаций. . В организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, предусматриваются должности научных работников.

В соответствии со ст. 46 ФЗ «Об образовании» устанавливается определенные требования к лицам, занимающимся педагогической деятельностью:

1. образовательный ценз, т.е. наличие среднего профессионального или высшего образования (бакалавриат, магистратура, подготовка научно-педагогических работников);

2. соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 г. №761Н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»)

3. К педагогической деятельности в соответствии со ст. 331 и ст. 351.1 Трудового кодекса РФ не допускаются лица:

лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Анализ академических прав и свобод педагогических работников, которые в ст. 47 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» представлены в виде закрытого перечня, показывает, что под академическим правами и свободами понимаются несколько групп прав и свобод:

1) конституционно закрепленные свободы и права (ст. 28, 29, 30, 44 Конституции Российской Федерации),

2) права, производные от них и конкретизирующие свободу преподавания свободы и права (например: свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания; право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в определенных пределах; право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания и др.);

3) права, представляющую собой конкретизацию общих прав на бесплатный доступ к информационным ресурсам;

4) права, связанные с доступом к управлению образовательной организацией;

5) права в области защиты личных и иных прав.

Наряду с академическими правами и свободами педагогическим работникам в соответствии со ч.5 ФЗ «Об образовании» предоставляются трудовые права и социальные гарантии, предусмотренные федеральным законодательством:

1) право на сокращенную продолжительность рабочего времени;

2) право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

3) право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск;

4) право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;

5) право на досрочное назначение трудовой пенсии;

6) право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.

Данный список прав и свобод является открытым.

Наряду с перечисленными правами и свобода педагогического работника ФЗ «Об образовании» регулируются его обязанности:

1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;

2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;

5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;

7) систематически повышать свой профессиональный уровень;

8) проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности;

9) проходить предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя;

10) проходить обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;

11) соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на педагогических работников обязанностей установлена дисциплинарная, административная, уголовная, гражданско-правовая и материальная ответственность.

Необходимо отметить, что в Трудовом кодексе РФ, наряду с основаниями расторжения трудового договора, предусмотренными для всех работников, имеются дополнительные основания прекращения трудовым отношений с педагогическими работниками, такие как: повторное в течение одного года грубое нарушение устава образовательного учреждения; применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника.

Таким образом, возлагая на педагогических работников ответственность за обучение и воспитание обучающихся, действующее законодательство более жесткие требования при регулировании с ними трудовых отношений.


Статьи по теме