Методы Руководства Конструктивной Деятельностью

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Методы Руководства Конструктивной Деятельностью. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Инструкции».

Методы Руководства Конструктивной Деятельностью.rar
Закачек 2554
Средняя скорость 8342 Kb/s
Скачать

Методы Руководства Конструктивной Деятельностью

Понятие руководства

Методы, технологии и стили руководства персоналом

Руководство — это деятельность по управлению людьми, сво­дящаяся к воздействию на их поведение. Оно включает: работу по созданию коллектива, постановку задачи, координацию, мо­тивацию, воздействие путем личного примера и уважительного отношения. Правильное руководство предполагает сочетание научных правил и процедур и искусства их применения.

Выделяют два типа руководства: 1) «Видимое руководство», или, как его называют на Западе, «руководство путем разгуливания» (Management by wandering around), когда руководитель общается с подчиненными на их рабо­чих местах. 2) «Невидимое руководство», при котором руководитель работает в основном с бумагами, запершись в кабинете, и изредка вызывает исполните­лей к себе

Деятельность по руководству представляет собой единый процесс, стадиями которого являются:

1. Определение целей и факторов, препятствующих их дос­тижению, с привлечением коллектива и каждого работника в от­дельности.

2. Планирование и принятие решений.

3. Инструктирование исполнителей.

4. Контроль за ходом работ и оказание подчиненным необ­ходимой помощи.

5. Оценка их труда и вознаграждение.

Успешное руководство людьми предполагает, что руководи­тель должен на достаточном уровне владеть его методами, техно­логиями, стилями, инструментами (о последних — в следующей главе), уметь их правильно применять.

Методы руководства — это общие способы воздействия на подчиненных.

Существует четыре группы таких методов: организационные, административные, экономические и социально-психологичес­кие. Рассмотрим их подробнее.

К категории организационных относятся, например, мето­ды формирования управленческих структур, методы создания трудовых коллективов, методы подготовки и проведения различ­ных общественных мероприятий и т.п.

С их помощью создаются необходимые условия деятельности персона­ла — она проектируется, ориентируется во времени и пространстве, нормирует­ся, регламентируется и обеспечивается инструкциями, фиксирующими расста­новку людей, их права, обязанности, специфику поведения в различных ситуа­циях.

Без организационных методов руководства деятельность персонала невозможна вообще, и они предшествуют всем остальным.

Административные методы предполагают активное вмеша­тельство в саму деятельность. По-другому они называются мето­дами властной мотивации и ориентированы либо на прямое при­нуждение людей к определенному поведению, либо на создание возможности такого принуждения путем запрещений или пред­писаний. Вся ответственность за результаты при этом ложится на руководителя. На практике административные методы реализу­ются в виде конкретных заданий, предписаний, норм.

Применение административных методов может сопровож­даться поощрениями или санкциями по отношению к исполни­телям. Их принципиальной особенностью является субъектив­ный порядок назначения, отсутствие прямой связи с конкретны­ми результатами, полученными исполнителем — вознаграждает­ся добросовестность, исполнительность, усердие.

Таким образом, они ориентируют исполнителей на достижение заданной результативности, а не на ее рост; поощряют исполнительность, а не инициати­ву. Поэтому в условиях усложнения деятельности организации, необходимос­ти оперативно решать самые разнообразные проблемы, административные ме­тоды руководства не эффективны.

Эту проблему решают экономические методы руководства. В отличие от административных они предполагают не прямое, а косвенное воздействие на объект управления. Исполнителям ус­танавливаются только цели, ограничения и общая линия поведе­ния, в рамках которых они сами ищут оптимальные способы ре­шения проблем.

Своевременное и качественное выполнение заданий вознаг­раждается денежными выплатами, которые являются уже зара­ботанными, например, за счет экономии или дополнительной прибыли, полученных вследствие проявленной личной инициа­тивы. Поскольку их размер напрямую зависит от достигнутого результата, работник экономически заинтересован в его макси­мизации.

Однако экономические методы ограничены, особенно при­менительно к работникам интеллектуальных профессий, по­скольку деньги — важный, но чаще всего не самый главный сти­мул работы. Исследования показали, что исключительно ради денег готовы работать лишь 10-12% людей, в то время как рази приобретения известности или власти — 40%. Поэтому экономи­ческие методы дополняются социально-психологическими.

Социально-психологические методы предполагают два на­правления воздействия на поведение работника и повышение его трудовой активности.

1) Формирование благоприятного морально-психологичес­кого климата в коллективе, развитие благожелательных отноше­ний как между его членами, так и между ними и руководителем.

2) Раскрытие личных способностей каждого работника, по­мощи в их совершенствовании. Это в конечном итоге ведет к мак­симальной самореализации человека в своей трудовой деятель­ности, а, следовательно — к повышению ее эффективности. Важ­ная роль здесь предоставлена гуманизации труда, творчеству.

Гуманизация труда предполагает, что человек перестает быть придатком машины и превращается в самостоятельную ценность. Технология производ­ства, организация работы и управление людьми все больше строятся, отталки­ваясь от возможностей и интересов работника. Это позволяет ему трудиться с максимальной отдачей и получать удовлетворение как от содержания своей деятельности, так и от отношений в коллективе, развивать и совершенствовать себя. При руководстве людьми сегодня нужно следовать принципам гуманиз­ма, общечеловеческих ценностей (последовательность, единство слова и дела, ответственность, высокая мораль, чуткость, внимательность к людям, уваже­ние).

Кристина Нагорнова
Методы и приемы руководства детским конструированием на занятиях и в свободной деятельности

Конструирование – это особая форма детской деятельности. Интерес к нему у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребёнка данного возраста.

Основной формой обучения детей конструированию являются занятия, на которых применяются различные методы и приемы работы: наблюдение и обследование натурального объекта; показ и анализ образца; объяснение последовательности и способов выполнения постройки, игрушки ; постановка перед детьми задач, требующих нахождения самостоятельного решения, т. е. задач проблемного характера ; анализ и оценка процесса работы; анализ и оценка детских работ, качества готовой продукции.

В применении методов и приемов обучения конструированию нельзя установить прямую последовательность: сначала, например, пользоваться образцом, затем показывать лишь некоторые приемы конструирования, после чего переходить к предложению условий или темы.

Наблюдение натурального объекта

В процессе наблюдения и обследования предмета до занятия дети получают представление о его назначении в жизни, а также о зако-номерной связи между формой предмета, его размерами (или размерами его частей) и назначением в жизни. Так, мост через судоходную реку, предназначенный для железнодорожного транспорта, должен быть высоким и широким, чтобы под ним могло пройти судно. Если же мост переброшен через узкую речку для пешеходов, ему достаточно быть узким и низким. Такое целенаправленное знакомство старших дошкольников с объектом делает их практическую деятельность более осмысленной.

При наблюдении педагог подчеркивает связь между назначением предмета и его оформлением. Украшает предмет, прежде всего, его гармоничная форма. Архитектор старается придать такую форму сооружениям или их частям, чтобы они гармонировали с ландшафтом, привлекали к себе внимание, доставляли людям радость.

В целенаправленных и организованных наблюдениях нуждаются дети всех возрастных групп, разница лишь в глубине процесса и в отборе объектов для наблюдения.

Показ и анализ образца

Показ и анализ образца, выполнение педагогом всех действий изготовления конструкции применяются, когда дети не имеют достаточного опыта конструирования или когда они впервые сооружают постройку или поделку из бумаги, и способы действий им незнакомы.

Пояснения, вопросы педагога используются наряду с наглядными методами. Детей учат наблюдать предметы по определенному плану. Воспитатель продумывает вопросы для беседы о предмете во время его рассматривания, которые помогают выделить существенные особенности его в определенной последовательности. Так, малышам воспитатель помогает сначала выделить один-два существенных признака (у домика стены и крыша).

Очень важно сформировать у детей обобщенные способы обсле-дования предметов, научить их выделять части предмета, определять основные, от которых зависит расположение других частей, устанавливать их функциональное назначение. Поэтому обследование предметов должно проводиться в следующей последовательности:

1. Целостное восприятие предмета с общей характеристикой (например, «мост длинный, с плавными спусками», «здание школы большое, у него много окон» и т. д.).

2. Определение общей формы предмета (форма здания напоминает большой брусок, поставленный вертикально или горизонтально); выделение основных его частей, определение их формы и величины.

3. Выяснение пространственного размещения частей относительно друг друга (сверху, снизу, выше, ниже, слева, справа).

4. Выделение более мелких частей и определение пространственного расположения их по отношению к основным; определение материала, из которого выполнена каждая часть (уточнение названия деталей строителя, природного материала, его качества и т. п.).

5. В заключение повторное восприятие предмета в целом с определением его общей характеристики («вот такой высокий двухэтажный дом вы будете учиться строить» и т. д.).

Обследование предмета, его анализ проводятся в том порядке, который затем определяет порядок действий для выполнения конструкции, что значительно облегчает детям усвоение этого порядка.

Объяснение последовательности и способов выполнения постройки, игруш ки; При организации занятий конструированием из бумаги и других материалов, учитывая сложность этой деятельности, педагог использует в основном показ образцов, подробное объяснение. Но и на этих занятиях необходимо активизировать мышление детей, внося в обучение элементы проблемности. Дети могут сами на основе анализа готовой игрушки обнаружить знакомый способ изготовления и использовать его в работе, могут догадаться, как приклеить детали к основной части поделки, как расположить аппликацию на игрушке и т. п.

С целью закрепления у детей знаний и формирования умений самостоятельно и творчески их использовать педагог организует занятия по замыслу, по теме. При этом важно научить детей создавать замыслы поделок, планировать свою деятельность. Для этого педагог предлагает детям вначале рассказать, что, как и из какого материала они будут делать, и тем самым помогает наметить план предстоящей работы.

У детей старшего дошкольного возраста имеется достаточно большой круг представлений и сведений о предметах и явлениях, приобретенных стихийно или на занятиях. Важно их систематизировать, дать детям обобщенный способ анализа конструируемых объектов.

Постановка перед детьми задач, требующих нахождения самостоятельного решения, т. е. задач проблемного характера;

После накопления детьми определенных конструктивных умений педагог может использовать такие методы обучения, которые будут способствовать развитию активности, самостоятельности детей, их творчества. К ним относится постановка перед детьми задач, требующих самостоятельных конструктивных решений. С этой целью педагог организует конструирование по условиям. Например, перед старшими дошкольниками ставит задачу построить мост через речку для пешеходов, автомашин и предоставляет детям возможность найти самостоятельно способы стройки, определить, из каких деталей ее создавать.

Детям младшего и среднего дошкольного возраста можно предлагать конструктивные задачи по условиям, требующим усложнения знакомой конструкции, например, построить тот же домик, но с дверями или построить кроватку известным способом, но выполнить ее так, чтобы она была соразмерна определенной игрушке.

Анализ и оценка процесса работы; качества готовой продукции.

К методам обучения детей конструированию следует отнести также анализ и оценку процесса работы и качества готовой продукции. Во время анализа целесообразно сначала обращать внимание на то, какими способами пользовались дети при создании игрушки, постройки, понимали ли, чему учились на занятии и научились ли новому, удачно ли применили способы работы. При оценке результатов коллективной работы следует учитывать не только качество коллективной продукции, но главным образом насколько дети придерживались правил совместного труда, все ли выполнили то, о чем договаривались, и выполнили ли именно ту часть работы, которая была определена каждому; поощрять при этом проявление уважения к работе товарищей, стремление помочь, научить тому, что умеет сам, а также удачное проявление инициативы в придумывании оригинальной конструкции.

При анализе образцов и оценке детских работ необходимо учить детей замечать эстетические качества поделки, давать им оценку. Для этого педагог не только анализирует предмет, но и использует различные приемы, например, вопросы для привлечения детей к активному участию в этом. Вопросы должны заставлять ребенка думать над тем, в какой степени выполненная работа удовлетворяет поставленным в начале занятия задачам. Детей нужно научить осоз-навать свои действия и действия товарищей, подмечать достоинства и недочеты в собственной работе и работе товарищей. Ошибки, до-пущенные при выполнении задания, не следует оставлять без внимания: нужно вскрыть причину неудачи, помочь ребенку осознать ее и тут же посоветовать, как исправить. Но лучше, если ошибки будут предупреждать и исправлять в процессе выполнения работы сами дети.

Применение того или иного метода или приема зависит от опыта детей, от сложности конструкции, от задач обучения. При отборе методов воспитатель должен помнить, что основная цель обучения конструированию заключается не в том, чтобы научить ребенка делать ту или иную поделку, а в том, чтобы развивать мышление ребенка, его нравственные качества, эстетические чувства.

Основной особенностью детского конструирования является его тесная связь с игрой (дети создают постройки и играют с ними, делают из бумаги и других материалов игрушки и используют их в своих играх и т. д.).

Педагог может напомнить детям, что они строили на занятиях, как интересно играли со своими постройками и игрушками, либо повторить ту или другую постройку и посоветовать детям сделать такую же. Очень важно, чтобы педагог принимал непосредственное участие в играх малышей. Если дети играют, то предложение построить что-либо не должно отвлекать их от игры, поэтому лучше посоветовать построить именно то, что необходимо для их игры.

Руководя играми детей, педагог ставит новые несложные задачи: построить домик матрешке или кроватку кукле, с которыми они играют. Чтобы сделать игры более содержательными и интересными, иногда можно предлагать отдельным детям новую тему стройки в пределах тех умений, которыми они владеют.

Систематическое руководство педагога игрой необходимо и в старшей, и в подготовительной к школе группах.

Иногда педагог может принимать активное участие в строительных играх детей этого возраста. Включаться в игру нужно так, чтобы не изменить ее содержания, не навязывать свою тему, а вместе с детьми сооружать постройки, которые они задумали. Советом, наводящим вопросом педагог напоминает, как определить размер постройки, наметить интересные объекты, более точно воспроизвести увиденное, правильно распределить обязанности.

Особенно ценны индивидуальные строительные игры для детей застенчивых, нерешительных, так как дают им возможность пробовать свои силы, видеть свои достижения, помогают приобрести уверенность. Индивидуальные игры привлекают к себе внимание других ребят, которые наблюдают за работой. Они отгадывают, что строится, что будет строящий делать дальше, высказывают свое мнение о том, как лучше строить, какие детали следует взять.

Задача педагога заключается в том, чтобы организовать взаимоотношения детей на основе активного участия каждого ребенка в создании и осуществлении строительного замысла; не допускать такой совместной работы, когда одни строят, а другие лишь помогают.

Сочетание обучения конструированию на занятиях и целена-правленная организация конструктивной деятельности в игре являются важнейшим условием эффективности обучения конструированию.

Список литературы:

1. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 2000.

2. Давидчук А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. М., 1976.

3. Давидчук А. Н. Формирование конструктивного замысла//Дошкольное воспитание – 1969. — №4.

4. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду. – М. : Просвещение, 1990.

5. Лиштван З. В. Конструирование / Спец. ред. Л. А. Парамонова. – М. : Просвещение, 1981.

6. Лурия А. Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольников // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / под ред. А. Н. Леонтьева, А. А. Запорожца. – М., 1948.

7. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. – М., 2002.

8. Парамонова, Л., Урадовенных, Г. Роль конструктивных задач в формировании умственной активности детей // Дошкольное воспитание. -1985. — № 7.

Методы и приемы активизации речевой деятельности детей дошкольного возраста У детей с общим недоразвитием речи отмечается стойкое отставание всех компонентов речевой системы, которые отрицательно отражаются на процессе.

Методы и приемы работы по обучению дошкольников на занятиях по восприятию художественной литературы и фольклора «Методы и приемы работы, используемые для обучения дошкольников на занятиях по восприятию художественной литературы и фольклора» Младший.

Мастер-класс «Нетрадиционные приемы и методы развития музыкальных способностей дошкольников» Цель: Познакомить участников с нетрадиционными приёмами и методами использования упражнений, речевых игр, пальчиковой гимнастики и музыкальных.

Методы и приемы организации ситуации успеха у воспитанников реабилитационного центра для несовершеннолетних «Методы и приемы организации ситуации успеха, как одно из направлений повышения эффективности социализации воспитанников» (деловая игра).

Методы и приемы работы с агрессивными детьми Методы и приемы работы с агрессивными детьми Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем современного общества.

Нетрадиционные методы и приемы ИЗО деятельности Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов, которые не являются общепринятыми, традиционными,.

Новый взгляд на игровые методы и приемы в работе с детьми дошкольного возраста ФГОС Новый взгляд на игровые методы и приемы в работе с детьми дошкольного возраста В настоящее время в нашей стране происходят существенные.

Традиционные и нетрадиционные методы и приемы для развития мелкой моторики известно, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук достигают достаточной точности. таким образом,.

«ЗОЖ — нетрадиционные методы и приемы». Конспект занятия в подготовительной группе «Волшебная веревочка» Программное содержание 1. Продолжать добиваться развития у детей гибкости, координации движений, чувства равновесия при ходьбе по шнуру.

Восприятие художественной литературы: основные методы и приемы работы Наиболее распространенными методами работы с художественной литературой являются словесные методы, такие как: Чтение произведения детской.

Детям младшего дошкольного возраста характерно изображение единичных предметов или небольших сооружений. Темы этих построек тесно связаны с сюжетно-ролевыми играми детей: строят домик для куклы (мишки), кроватку, стол, забор, гараж. Конструкция построек весьма элементарна. Дети располагают постройку как бы в горизонтальном плане − скорее «рисуют», чем возводят. Домик для мишки − пространст­во, отгороженное несколькими кубиками. В лучшем случае сверху положена пластинка в качестве крыши.

Для младших детей характерна и известная процессуальность: возведя постройку, они разрушают ее и начинают строить вновь. Часто строительство опережает замысел начав строить, ребенок затем «узнает» в постройке какой-либо предмет.

У детей среднего и старшего возраста наблюдает­ся постепенное расширение тематики построек. Это различные здания, корабли, машины, мосты. Конструкция отличается стрем­лением передать своеобразие конкретных сооружений: дети строят не просто мост, а Кировский мост через Неву, не просто метро, а станцию метро «Площадь Восстания», строят Московский Кремль, Останкинскую телебашню и т д. Постепенно усложняется сама конструкция, постройки как бы растут вверх, дети украшают их разнообразным способом (башнями, колоннами и др.), используют различные перекрытия.

Большинство советских исследователей отмечают, что без спе­циального обучения строительно-конструктивным навыкам и уме­ниям, без целенаправленного руководства взрослых постройки детей остаются весьма элементарными по конструкции и бедными по тематике.

В руководстве строительно-конструктивными играми исполь­зуются два пути:

Первый путь — обучение конструктивной деятельности детей на занятиях.

Второй путь — обучение приемам конструирования и раз­вития конструктивных умений и способностей в процессе руковод­ства самостоятельными играми детей.

Дети в процессе обучения овладевают необходимы­ми техническими умениями, благодаря этому тематика их построек расширяется. При этом, как и в самостоятельной игре, дети пере­ходят от конструирования отдельных предметов к конструированию сооружений. Обучение конструированию на занятиях формирует у них умение планировать свою деятельность, отбирать материал в соответствии с замыслом. Обогащаются знания детей о конст­руктивных особенностях материалов. Например, различные материалы требуют различного способа крепления: одни − склеива­ния, другие − сшивания, третьи − свинчивания, накладывания и т. д. В процессе обучения идет активное и планомерное совер­шенствование умственной деятельности детей, и это способствует развитию самостоятельных строительно-конструктивных игр, в процессе которых дети применяют полученные на занятиях знания и умения. Однако обучение детей конструированию на занятиях не исключает возможности и необходимости руководства конст­руированием детей в ходе игры.

Существенное значение для развития конструирования имеют организованные, целенаправленные наблюдения, рассматривание предметов, зданий, сооружений. В ходе наблюдения выясняются жизненное назначение наблюдаемого сооружения, особенности его конструкции, пропорции частей и т. п.; внимание детей направ­ляется на красоту постройки, ее целесообразность; устанавливает­ся, чем это достигается. Наблюдение сопровождается беседой о том, из каких частей строительного материала можно выполнить ту или иную часть сооружения. Наблюдение предметов и соору­жений дополняется рассматриванием картин, фотографий, схема­тических рисунков. В процессе обучения конструктивным умениям исполь­зуются различные методические приемы: демонстрация об­разца; показ способов постройки с объяснением приемов кон­струирования; постановка проблемной задачи (как перестро­ить гараж, чтобы в нем поместилось 2-3 машины); сообщение темы постройки с указаниям условий, которым она должна соответствовать (построить комнату для семьи с определен­ным числом человек).

Руководство воспитателя непосредственно игрой направлено на развитие ее содержания и на формирование правильных това­рищеских взаимоотношений между играющими. Приемы руковод­ства этими играми детей те же, что и сюжетно-ролевыми. Чем моложе дети, тем чаще воспитатель принимает непосредственное участие в игре: подбадривает, оказывает помощь, иногда подска­зывает тему постройки, показывает, как сделать, строит вместе с детьми и т. д. Строит сам в присутствии детей младшего дош­кольного возраста, вовлекает малышей в обыгрывание по­стройки (в зоопарке поселяются в клетках разные животные, туда приходят дети со своими родителями).

Использует прием сотворчества:

— предлагает детям (в разных воз­растных группах) достроить, перестроить, преобразовать постройку, которую он соорудил (пристроить крыльцо, бал­кон;

— возвести высокий или низкий забор вокруг дома;

— из­менить высоту горки;

— сделать из горки трамплин для лыж­ников;

Малышам 2-3 лет педагог показывает образец, а затем дети выполняют постройку вместе с ним. По мере накопления опыта предлагается частичный образец, т. е. ребенку показывают только те приемы, которые ему незнакомы Участвуя в играх детей млад­шего возраста, воспитатель помогает им организоваться для сов­местной постройки и игры вокруг нее («сделали автобус и поехали на дачу»), определить, кто что будет строить, разъяснить отдель­ным детям общий замысел постройки и т. д.

Детям среднего возраста можно предложить показ незаконченного образца постройки, которую каждый может завершить по-своему ( педагог строит остов вагона , дети превращают его в автобус, трамвай, пассажирский вагон). Можно предлагать изменять образец постройки( добавить или убавить этаж).

Детям среднего и старшего дошкольного возра­ста воспитатель в основном помогает лишь советом. Вместе с детьми он обсуждает, что и как следует изменить в постройке, чем ее дополнить. В тех случаях, когда дети не могут преодолеть воз­никшее затруднение, воспитатель показывает необходимые техни­ческие приемы (например, как укрепить перекрытие, как подвиж­но соединить две детали и т д.), но всегда стремится побуждать детей к проявлению инициативы

Необходимо воспитывать у детей умение играть дружно, не подавляя инициативу друг друга.

Детей среднего и старшего возраста следует приучать в строи­тельно-конструктивных играх самостоятельно договариваться о теме постройки, распределять обязанности, отбирать материал и т. д. Полезно, закончив общую постройку, рассмотреть с детьми ее соответствие замыслу, обсудить участие каждого ребенка. Дошкольникам, имеющим опыт конструк­тивной деятельности, целесообразно предлагать не один об­разец, а 2-3 образца на выбор. Для старших детей в каче­стве образца используются рисунок, чертеж, схема построй­ки. Их также учат составлять схему предполагаемой постройки, самостоятельно намечая ее конструктивные осо­бенности. Методика обучения детей конструктивным умениям уточняется в зависимости от вида конструирования.


Статьи по теме