Инструкция по Управлению Самолётом

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Инструкция по Управлению Самолётом. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Инструкции».

Инструкция по Управлению Самолётом.rar
Закачек 2013
Средняя скорость 7088 Kb/s
Скачать

Инструкция по Управлению Самолётом

Многие мальчики мечтали когда-то стать пилотами, и лишь единицы воплощают детскую мечту. Это не просто романтичная профессия, она еще и крайне ответственная. Получить лицензию пилота частного самолета относительно нетрудно: необходимо пройти курсы и налетать минимум 40 часов, однако в кресло командира воздушного судна гражданской авиации можно попасть только после 15 лет стажа.

Поднимаясь на борт туристического лайнера, наверное, практически у всех пассажиров возникает подобная мысль: «Как же все-таки эта штука летает?». Чаще всего основная часть полета проходит в автоматическом режиме, а мастерство и опыт пилота требуются во время взлета и посадки. В данной статье мы расскажем в общих чертах, как управлять самолетом.

Для управления самолета предусмотрена сложная система, которая бывает трех видов:

  • неавтоматической;
  • полуавтоматической;
  • автоматической.

Управление в неавтоматическом (ручном) режиме требует от пилота высочайшего уровня мастерства, так как ему необходимо контролировать буквально каждую деталь: угол наклона носовой части самолета, высоту, положение в воздухе и так далее. Вдобавок даже само удержание рулевых поверхностей в нужном положении требует прикладывания довольно больших физических сил. Как правило, полеты в нормальных условиях не проходят в ручном режиме, ведь автоматизация позволяет гарантировать максимальную безопасность, осуществляя контроль за настолько большим количеством параметров, одинаково уследить за которыми человек практически не в силах, а также исключая влияние человеческого фактора.

В полуавтоматическом режиме пилоту оказывается помощь со стороны автоматических систем, которые многократно облегчают процесс управления. Однако все же успех по большей части зависит от действий капитана воздушного судна. Полностью автоматический режим примечателен тем, что отдельные этапы полета проходят без участия человека вообще.

Рули управления

Осуществлять управление самолетом гораздо труднее, чем автомобилем. Во-первых, это требует значительных физических усилий. Во-вторых, у авиалайнера имеется несколько рулей, которые отвечают за различные функции. В отличие от машины самолет можно направить не только влево или вправо, но также вниз или вверх, накренить вбок и так далее. Поэтому в системе управления самолетом имеется несколько рулей, отвечающих за высоту, направление, отклоняемые элероны.

Связанная система координат

Самолет движется по сложной траектории, для описания перемещения судна по воздуху используются оси ОX (продольная), ОY (вертикальная), ОZ (поперечная). Так как оси движутся и вращаются вместе с самолетом, система координат была названа связанной. Все они проходят через центральную точку масс.

Ось ОХ является основной, ее называют строительной. Закладывается она на начальном этапе – при проектировании лайнера. Во время вращения вокруг данной оси самолет опускает одну консоль крыла и одновременно поднимает другую. Данное движение называют термином «крен». Осуществлять управление креном пилот может при помощи элеронов.

Вертикальная ось OY проходит перпендикулярно предыдущей. Располагается она непосредственно в плоскости симметрии конструкции. Движение вокруг данной оси в авиации называется забавным словом «рыскание». Управление движения самолета по данной оси осуществляется при помощи руля направления, в результате смещения положения которого нос воздушного судна отклоняется вправо-влево.

Ось OZ находится в перпендикулярном положении от оси симметрии. При вращении вокруг данной оси самолет совершает движение, называемое «тангажом» (говоря простым языком, самолет поднимает и опускает нос). Угол между осями OX и OZ называется углом тангажа. Если угол увеличивается, лайнер карбирует, а если уменьшается – пикирует. Тангажом управляет руль высоты.

Напротив кресла пилота располагается штурвал, который выполняет приблизительно ту же функцию, что и руль автомобиля, а именно, регулирует положение носа лайнера и угол наклона крыльев. Между сиденьями пилотов находятся две кнопки — газ и регулятор горючей смеси. Кнопка газа отвечает за впуск топлива.

Интересный факт: за поворот самолета на взлетно-посадочной полосе отвечают две педали, расположенные под сиденьем пилота, а не штурвал.

Пилоту необходимо не только контролировать штурвал, но и следить за информацией о полете. На приборной панели выводятся следующие данные: высота над уровнем моря, на которой находятся самолет, курс, скорость, температура за бортом и так далее.

Для взлета пилоту необходимо получить разрешение. Закрылки должны располагаться под углом 10 градусов. Их функция — создание подъемной силы. Сам лайнер должен быть повернут навстречу ветру. Сначала двигатели необходимо тщательно прогреть. Когда самолет готовиться ко взлету, очень интересно наблюдать в иллюминатор, как меняется положение отдельных деталей на крыльях, как выезжают новые плоскости. Это закрылки, функция которых заключается в снижении скорости при взлете. Для взлета не нужна большая скорость. Более того, для полного разгона не хватило бы никакой взлетно-посадочной полосы. Однако искусственное снижение скорости уменьшает подъемную силу.

Чтобы оторваться от земли, самолету необходимо набрать определенную скорость. При достижении необходимой подъемной силы нос лайнера сам начинает подниматься над землей (в результате увеличения так называемого угла атаки). В нужный момент пилоту необходимо потянуть за штурвал, чтобы лайнер взлетел. Как правило, непосредственно полетом управляет бортовой компьютер в автоматическом режиме, лишь в зоне турбулентности требуется вмешательство пилота.

Процедура посадки начинается в тот момент, когда пилот снижает высоту и заканчивается полной остановкой самолета на ВПП. Вначале пилоту необходимо зайти на посадку и лишь после этого начать снижение. Во время захода на посадку лайнер маневрирует в пределах воздушной территории аэропорта, меняет конфигурацию самолета, снижает скорость до посадочной.

Пилот сажает самолет, ориентируясь исключительно на показания приборов. Как только лайнер опускается до высоты 100 метров, необходимо переключить внимание на взлетно-посадочную полосу. После прохождения точки, находящейся на высоте 50 метров от земли, наступает самый сложный этап: пилоту необходимо уловить правильный момент и потянуть на себя штурвал так, чтобы задние шасси аккуратно коснулись ВПП. Далее нужно подать штурвал вперед, чтобы на посадочную полосу опустились и передние колеса. Затем пилот убавляет тягу и начинает торможение. Когда самолет находится на земле, направление его движения задается вновь педалями, а не штурвалом. О процессе обучения пилотов, а также наглядно о том, как управлять самолетом, рассказывает видео.

Этот документ поможет Вам освоиться в кабине самолета Boeing 737-800, понять что нужно делать и какие параметры выдерживать на взлете, в полете и на посадке.

Основные органы управления самолетом

1) Основной орган управления — это штурвал. С помощью него мы можем управлять самолётом по крену и тангажу. Для того чтобы поднимать нос самолёта, необходимо тянуть штурвал на себя. Такое движение самолёта называется кабрированием. Если штурвал давить себя, то нос будет опускаться. Это называется пикирование. При вращении штурвала влево или вправо самолёт вращается вокруг своей продольной оси в ту же сторону, т.е. увеличивает или уменьшает крен.

2) Для управления по рысканью (вращение самолёта вокруг вертикальной оси) используются педали. При нажатии на правую педаль нос самолёта тоже будет поворачивать вправо. В основном педали используются на взлёте и на посадке по разбеге и пробеге по взлетно-посадочной полосе.

3) Третий важный орган управления — рычаги управления двигателями, или сокращённо РУДы. Они регулируют тягу двигателей, и, соответственно, скорость нашего полета. Можно управлять тягой вручную, но чаще всего в полете применяется автомат тяги, он управляет рычагами автоматически и поддерживает заданную скорость.

Остальные органы управления, термины и сокращения

В данной инструкции вы будет встречать различные аббревиатуры, термины, сокращения, незнакомые органы управления, поэтому сначала определимся где они находятся и что обозначают.

Подробное описание приборов

Основной прибор — Primary Flight Display (PFD)

Общий вид и элементы

На него выводится первичная информация о параметрах нашего полета.

Рассмотрим PFD подробнее.

FMA

  1. Режим работы автомат тяги.
  2. Режим ведения по крену.
  3. Готовый к активации режим работы по крену.
  4. Режим ведения по тангажу.
  5. Рамка смены режима. Появляется на 10 секунд после смены режима автомата тяги, крена, тангажа, автопилота или системы CWS.
  6. Индикация активного режима CWS по крену.
  7. Индикация работы автоматики.

● пусто — полностью ручное управление● FD — работают директорные стрелки, необходимо следовать их указаниям● CMD — работает автопилот

8. Индикация активного режима CWS по тангажу.

9. Готовый к активации режим работы по тангажу.

Лента скорости

Скорость на данном самолете измеряется в узлах. 1 узел = 1 морская миля в час = 1.852 км/ч

  1. Заданная скорость.
  2. Тренд изменения скорости. Конец стрелки показывает какая у нас будет скорость через 10 секунд, если ускорение самолета не поменяется.
  3. Текущая приборная скорость.
  4. Максимально разрешенная скорость (нижняя граница красно-черной зоны), определяется как минимальная из:

● максимальной разрешенной скорости или числа Маха;● ограничения по выпущенному шасси;● ограничения по углу выпуска закрылков.

5. Нижний край желтой зоны указывает скорость, обеспечивающую маневрирование с перегрузкой до 1.3g (т.е. крен до 40 градусов) без опасности возникновения тряски. Эта индикация возникает на больших высотах и при относительно большой массе самолета.

6. Маркер заданной скорости.

7. Текущее число Маха (соотношение скорости самолета к скорости звука). При скорости меньше чем 0.4М в этом месте указывается путевая скорость самолета в узлах — GS 150.

Лента скорости в режиме взлета или посадки

  1. Показывается в определенных режимах при отказе автоматики вычисления и индикации определенных скоростей. В нормальном полете не используется.
  2. Рекомендованные скорости полета.
    Показывает рекомендуемую скорость полета для различных положений закрылков:

● начинает показывать скорости после ввода массы самолета в CDU● при взлете не показывает скорость для взлетного положения закрылков, так как будет указываться маркер скорости V2+15 (за исключением взлета с закрылками 1)● рекомендованные скорости исчезают с экрана, когда рычаг управления закрылками передвинут в положение 30 или 40 (кроме скорости для положения UP)● скорость для положения UP исчезает примерно выше 20000 футов.

3. V2+15. Маркер появляется на взлете. Данная скорость важна для начала уборки механизации после взлета. Он исчезает:

● после начала уборки механизации, или ● после ввода Vref в CDU (если решили вернуться в аэропорт сразу после взлета).

4. Маркеры скорости принятия решения (V1) и скорости начала подъема передней опоры (Vr). Автоматически исчезают после отрыва.

5. Верхний край желтой зоны указывает скорость, обеспечивающую маневрирование с перегрузкой до 1.3g (т.е. крен до 40 градусов) без опасности возникновения сваливания. Появляется после начала уборки механизации или после ввода Vref в CDU.

6. Минимальная скорость (верхняя граница красно-черной зоны). На этой скорости произойдет срабатывание механизма тряски штурвала.

7. Нижний край желтой зоны указывает ограничение скорости для следующего положения закрылков из расчета, что закрылки выпускаем по схеме UP-1-5-15-30-40. Эта зона исчезает, когда закрылки выпущены в положение выбранное для посадки на странице APPROACH в CDU, выпущены в положение 40 или мы начали уборку механизации.

8. Vref+20. Появляется при выборе Vref в CDU.

9. Vref. Показывает выбранную в CDU Vref.

10. Используется при отказе автоматики вычисления и индикации определенных скоростей. В нормальном полете не используется.

11. 80 узлов. Автоматически показывается на ленте скорости при предполетной подготовке, исчезает после начала уборки механизации или после ввода Vref в CDU. Используется для напоминания о callout “80 knots” на разбеге.

  1. Шкала крена. Белый перевернутый треугольник в центре обозначает отсутствие крена. В сторону от него находятся риски обозначающие крен 10, 20, 30, 45 и 60 градусов. Само значение крена показано указателем крена (номер 5). На примере выше самолет летит с правым креном 20 градусов.
  2. Указатель ограничения тангажа. Показывает, что выше этого ограничителя возникнет опасность сваливания самолета и будет включен механизм тряски штурвала. Появляется на дисплее, когда механизация крыла не убрана.
  3. Директорные стрелки. Показывают желаемое положение самолета для полета по заданной траектории. Символ самолета необходимо совмещать с перекрестием директорных стрелок. На примере выше требуется поднять нос вверх и увеличить правый крен, т.е. потянуть штурвал на себя и повернуть его немного вправо.
  4. Линия горизонта и шкала тангажа. Короткие, средние и длинные риски, параллельные линии горизонта показывают угол тангажа. Шаг между рисками — 2.5 градуса, каждые 10 градусов подписаны. На примере выше наш тангаж примерно 3.5 градуса.
  5. Указатель крена. Закрашивается в желтый цвет при превышении крена 35 градусов. Для приведения самолета в горизонтальный полет необходимо поворачивать штурвал в сторону этого указателя крена.
  6. Индикатор скольжения. Уходит немного в сторону в случае если самолет летит с боковым скольжением. В нормальном полете такого практически нет. А в случае отказа двигателя будет необходимо нажимать на ту педаль, в какую сторону ушел индикатор. Нужно будет держать его в центре с помощью педалей.
  7. Символ самолета. Черный квадрат символизирует нос самолета, по бокам два крыла. С помощью этого символа легко считывать тангаж самолета.
  8. Вектор траектории самолета. В отличии от символа самолета, который показывает именно пространственное положение самолета, данный символ показывает куда летит самолет. Т.е. чаще всего самолет летит немного ниже, чем поднят нос, а боковой ветер создаст боковой снос.

Авиагоризонт в режиме захода на посадку

  1. Позывной радиомаяка курсо-глиссадной системы, выбранный посадочный курс.
    Дистанция до маяка.
    Тип принимаемого сигнала.
  2. Шкала курсового маяка. Пурпурный ромб показывает положение луча курсового маяка относительно самолета. На примере выше наш самолет находится правее линии захода на посадку.
  3. Символ возникает при пролете приводных радиомаяков взлетно-посадочной полосы.
  4. Шкала глиссадного маяка. Пурпурный ромб показывает положение луча глиссадного маяка относительно самолета. На примере выше наш самолет находится строго на глиссаде.
  5. Символ взлетно-посадочной полосы. Появляется когда есть устойчивый прием сигнала курсового маяка и высота по радиовысотомеру мене 2500 футов. На высоте 200 футов начинает подниматься к символу самолета. В момент касания символ самолета как-будто приземляется на эту полосу.

Показывает истинную высоту, т.е. высоту от самолета до поверхности под ним (до земли, до зданий). Показывает только в том случае, если значение этой высоты меньше чем 2500 футов.

  1. Маркер заданной высоты.
  2. Текущая высота полета в метрах (если включен соответствующий режим).
  3. Текущая высота полета в футах (1 фут = 0.3048 м).
    Рамка вокруг значения высоты становится толще при подходе к заданной высоте.
    При отклонении от заданной высоты более чем на 200 футов рамка начинает моргать желтым цветом.
  4. Заданная высота полета в метрах (если включен соответствующий режим).
  5. Заданная высота полета в футах. При подходе к ней вокруг появляется белая рамка.

Прибор показывает нам вертикальную скорость, т.е. скорость изменения высоты. Измеряется в футах в минуту.

  1. Стрелка вариометра. Показывает вертикальную скорость на шкале. Если стрелка отклонена вверх, то мы набираем высоту. Если вниз — снижаемся.
  2. Маркер заданной вертикальной скорости, появляется при включенном режиме V/S.
  3. Цифровое значение нашей вертикальной скорости. Появляется снизу при снижении и сверху в случае набора высоты. Показывает значения только больше 400 футов в минуту.
  4. При срабатывании системы TCAS (предупреждающей возможны столкновения в воздухе) возникает индикация, подсказывающая куда не надо лететь. На данном примере мы не должны набирать высоту.

  1. Указатель нашего текущего курса.
  2. Указатель путевого угла.
    В чем отличие курса и путевого угла? Курс — это угол между продольной осью самолёта и направлением на магнитный северный полюс, т.е. то куда смотрит нос самолёта, а путевой угол — это угол между траекторией полета самолёта и направлением на магнитный северный полюс, т.е. то, куда фактически летит самолёт. Разница возникает чаще всего из-за наличия бокового ветра.
  3. Цифровое значение заданного курса.
  4. Маркер заданного курса.
  5. Указатель системы отсчета курса — магнитный или истинный. Истинный включается в крайних северных широтах.

Перед взлетом нужно убедиться, что самолет находится во взлетной конфигурации, т.е. выпущены закрылки во взлетное положение и значение триммера стабилизатора соответствует нужному. Также необходимо убедиться что скорость V2 установлена на MCP. Компания Boeing рекомендует использование автомата тяги и директорных стрелок на взлете.

Далее рассмотрим процедуру взлета с разделением пилотов по функциям. Pilot flying — пилотирующий пилот. Его непосредственная задача — управление самолетом и выдерживание заданной траектории полета. Pilot monitoring — наблюдающий пилот. Его задача — контроль параметров полета, управление конфигурацией самолета (механизация, шасси) по командам пилотирующего пилота и управление системами самолета.

Процедура перед взлетом

Командир Второй пилот Уведомить кабинный экипаж о взлете трехкратным нажатием кнопки ATTEND Команда “BEFORE TAKEOFF CHECKLIST
Выполнить Before takeoff checklist, т.е. прочитать карту контрольной проверки перед взлетом.

В современных условиях, когда вместе с ростом технического прогресса возрастает и риск возникновения опасных ситуаций, очень важно быть подготовленным к любым непредвиденным обстоятельствам. И если вы любите летать, то не будет лишним и научиться управлять самолетом — хотя бы освоить некоторые азы этого управления, чтобы помочь пассажирам и экипажу, если вдруг возникнет такая необходимость. И конечно, статья будет полезна и тем, кто любит авиацию, но не знает с чего начать.

Инструкция, как управлять самолетом

Опустим процедуру взлета, так как даже в случае возникновения проблем (не дай Бог, конечно) пассажир ничего сделать не сможет. Механизм взлета отрабатывается отдельно и нужны часы тренировок и специальные тренажеры, чтобы его освоить. Представим, что внештатная ситуация произошла во время полета. Вы заходите в кабину управления самолетом. Занимайте левое кресло первого пилота, то есть капитана судна. Здесь вы найдете все, что необходимо для того, чтобы направить самолет на нужный курс и совершить посадку. Для начала сориентируйтесь в пространстве. Нос самолета не должен быть задран вверх (видно, в основном, небо) и не должен «клевать» (видна преимущественно земля). Для выравнивания используем штурвал. Позаботьтесь о том, чтобы не делать резких движений — все маневры нужно совершать плавно. Если потянуть штурвал на себя, самолет начнет набирать высоту, если от себя — будет опускаться вниз. Вы, наверное, играли в авиасимуляторы на компьютере — здесь все нужно делать примерно так же, как и управлять самолетом онлайн.

Выравниваем самолет по авиагоризонту

А что делать, когда нет возможности сориентироваться в пространстве? Это может происходить, например, в условиях густой облачности. В этом случае используем прибор под названием авиагоризонт. Этот специальный указатель вы легко узнаете по синему цвету неба и коричневому цвету земли на экране. В середине авиагоризонта расположена буква «W», обозначающая крылья самолета. Правильное положение горизонта, свидетельствующее о том, что самолет летит ровно — когда синяя часть находится вверху (небо), а коричневая — внизу (земля) и между ними проходит по центру ровная горизонтальная полоса. Если картина другая, берем штурвал и с его помощью медленно и постепенно выравниваем положение воздушного судна.

Связываемся с диспетчерской службой

Выполнив одну важную задачу по выравниванию самолета, приступаем к другой — сообщаем диспетчеру о своей ситуации. Для этого нажимаем специальную кнопку, расположенную прямо на штурвале — под большим пальцем. Однако здесь есть одно но — нажав на эту кнопку, вы можете отключить автопилот, поэтому если не уверены — используйте для переговоров радио, расположенное несколько ниже окна — слева от сиденья пилота. Нажимайте и удерживайте кнопку, чтобы что-то сказать и отпускайте, чтобы слушать. Для запроса нажмите кнопку и произнесите SOS или Mayday. Теперь назовите себя и объясните, что у вас случилось. Если рейс международный, лучше говорить по-английски — этот язык понимают все авиадиспетчеры. Если ответа на заранее настроенной частоте нет, тогда перенастройте приемник на частоту VHF (УКВ) — на 121,5 Мгц — ее постоянно мониторят все спасательные службы. Панель настройки частоты расположена обычно на приборной панели — между креслами первого и второго пилотов, либо напротив капитана. После того, как связь установлена следуйте в точности указаниям авиадиспетчера.

Здесь могу вас обрадовать: большинство самолетов до определенного момента совершают посадку автоматически. Однако когда до земли останется метров 30, нужно будет слегка потянуть штурвал на себя и как только основные стойки шасси коснутся земли, направить штурвал от себя для выравнивания так, чтобы земли коснулась и передняя стойка. Только не забудьте перед этим выпустить шасси — ручка находится на передней приборной панели справа от центрального пульта. Теперь убираем тягу, для чего переводим в заднее положение рычаги управления тягой. В верхней части рулевых педалей расположены тормоза — нажимайте на них, постепенно снижая скорость. Если происходит съезд с ВПП (взлетно-посадочной полосы), корректируйте направление с помощью рулевых педалей. Вот и все, осталось только сказать о нескольких правилах, которые помогут вам избежать многих неприятностей, если потребуется управлять самолетом:

  • Недалеко от рычагов управления тягой находятся переключатели для задействования закрылок или предкрылок — они помогают снизить скорость самолета и поддерживать горизонтальный курс на малой скорости. Только активируйте их вовремя: если некому подсказать (нет связи), обратитесь к TOLD — таблице взлетно-посадочных данных (от англ. take off and landing data).
  • Если найдете указатель скорости, смотрите, чтобы скорость (она всегда указывается относительно воздушного потока) была в зеленой зоне — это значит, что самолет летит нормально. Проблемы могут возникнуть, если скорость в красной зоне — в этом случае ее необходимо увеличить, иначе это может приобрести к катастрофическим последствиям, то есть к крушению воздушного судна. Скорость может измеряться в узлах, а может — в километрах в час. На какой скорости заходить на посадку, узнайте у диспетчера. Для больших самолетах это обычно 130 узлов или 240 км/ч, а для маленьких — 70 узлов или 130 км/ч. На этой скорости рекомендуется открывать закрылки и выпускать шасси. Скорость полета большого гражданского самолета должна быть на уровне 370 км/ч (200 узлов).

И помните — научиться управлять самолетом реально, главное, сохранять спокойствие и следовать инструкции. Кстати, для того, чтобы лучше понять, как же устроен самолет гражданской авиации, скачайте и установите авиасимулятор Microsoft Flight Simulator X или 2012 — эта отличная программа обучит вас многим тонкостям управления воздушными судами. Ведь любой сегодня сначала учится управлять самолетом онлайн, а уже затем пересаживается за штурвал реального самолета.


Статьи по теме