Игры на Развитие Словарного Запаса у Дошкольников

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Игры на Развитие Словарного Запаса у Дошкольников. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Игры».

Игры на Развитие Словарного Запаса у Дошкольников.rar
Закачек 2524
Средняя скорость 7074 Kb/s
Скачать

Игры на Развитие Словарного Запаса у Дошкольников

Картотека игр по развитию словарного запаса у дошкольников

Предварительный просмотр:

Игра «Чудесный мешочек» (от 3лет)

Цели. Расширение объёма словаря, развитие тактильного восприятия, уточнение представлений о признаках предметов.

Оборудование. Нарядно оформленный мешочек, мелкие игрушки, названия которых относятся к одной лексической группе («Посуда», «Овощи» или др.).

Содержание. Предварительно дети знакомятся с игрушками, названия которых относятся к одной лексической группе (например, по теме «Посуда»): рассматривают, называют, выделяют их качества. Первый игрок опускает руку в мешочек, нащупывает одну игрушку, узнаёт её и называет: «У меня чашка». Только после этих слов ребёнок может вытащить игрушку из мешочка, рассмотреть её и показать всем детям. Если ответ верный, ребёнок берёт предмет себе. Игроки поочерёдно узнают на ощупь, называют и вынимают из мешочка предметы посуды. Выигрывает тот, кто соберёт большее количество игрушек.

Игра «Что бывает?» (от 3лет)

Цели. Расширение объёма словаря, уточнение представлений о признаках предметов.

Содержание. Взрослый называет признак предмета. Детям необходимо к названному признаку подобрать название предмета: «Что бывает красным (круглым, высоким, сладким, горячим, вязаным, железным, лёгким, колючим)?». Дети поочерёдно предлагают по одному варианту. Побеждает тот, кто остаётся в игре последним (даёт большее количество ответов).

Игра «Найди и отложи» (от 3лет)

Цели. Развитие понимания существительных с обобщающим значением (развитие понятийного компонента лексического значения слова, пассивный словарь.).

Оборудование. Набор предметов (картинок) по изучаемой лексической теме и один или два набора предметов (картинок) других категорий.

Содержание. Взрослый предлагает детям найти и отложить предметы (картинки) одной лексической категории, к примеру: «Найди и отложи только посуду (картинки, на которых изображена посуда)». Предлагается ряд предметов (картинок) двух или более категорий (посуда, одежда, мебель).

Игра «Волшебное дерево» (от 3лет)

Цель. Расширение объёма словаря.

Оборудование. Дерево, изготовленное из картона, с кармашками для картинок; комплект изображений предметов по изучаемой лексической теме.

Содержание. Перед игрой дети знакомятся с произведением К.Чуковского «Чудо-дерево». Взрослый объясняет детям, что на нашем «волшебном дереве» будет расти не только обувь, но многие другие предметы.

Перед детьми раскладываются картинки. Взрослый загадывает загадку об одном из предметов, изображённых на картинке. Ребёнок, правильно назвавший отгадку, ищет соответствующее изображение и «вешает» эту картинку на «Чудо-дерево».

Игра «Почта» (от 3лет)

Цель. Расширение объёма словаря.

Оборудование. «Почтовый ящик», конверты (по количеству детей на занятии), предметные картинки по изучаемой теме (например «Животные»), письма с заданиями, двойной комплект наклеек (к примеру, апельсин, банан, яблоко, виноград).

Содержание. Детям сообщается, что утром пришла почта и каждому игроку нужно получить свой конверт, а в конверте – письмо от наших друзей-животных и фотография. На спинках детских стульев прикреплены наклейки (по одной на каждом), изображения которых, время от времени меняются, например, названия различных фруктов, цветов или деревьев ( апельсин , василёк или сосна и т.п.). Среди подгруппы выбирается почтальон, который вынимает конверт из ящика, указывает картинку («У кого апельсин?») и отдаёт письмо по адресу. Ребёнок, на спинке стула которого наклеен апельсин, открывает конверт, достаёт предметную картинку по теме «Животные» и называет, кто (что) на ней изображено. При использовании картинок медведь, белка, лиса, волк можно напомнить детям, где живут эти животные: медвежья берлога, беличье дупло, лисья нора, волчье логово.

В письмах могут содержаться различные задания, выполнение которых составляет ход всего задания. Например (тема «Домашние птицы»): 1. «Дети потерялись» . Курица просит ребят помочь домашним птицам отыскать своих птенцов. Игроки находят и называют изображения взрослых птиц и их птенцов. 2. «Весёлая математика». Гусь придумал смешную игру: он показывает цифры от 1 до 3, детям нужно столько же раз прогоготать, крякнуть, пропищать, кукарекнуть или прокудахтать. 3. «Уткины вопросы» . Утка спрашивает ребят, кто из них сможет лучше показать домашних птиц и изобразить их повадки.

Игра «Укрась ёлку» (от 3лет)

Цель. Расширение объёма словаря.

Оборудование. Ёлка, изготовленная из картона, с кармашками для «новогодних шаров»; комплект кружков (новогодних шаров), на которых изображены предметы по изучаемой лексической теме.

Содержание. На столах лежат кружки («новогодние шары»), перевёрнутые изнаночной стороной. Игроки по очереди берут кружки, называют нарисованные на них картинки и «вешают» украшения на ёлку.

Игра «Тематическое лото» (от 3лет)

Цели. Расширение объёма словаря, развитие зрительное внимание.

Оборудование. «Тематическое лото» (большие карты с изображениями предметов (животных) по теме, маленькие карточки с этими же изображениями).

Содержание. (на примере темы «Овощи»)

Перед каждым ребёнком лежит большая карта. Взрослый задаёт вопрос: «У кого кабачок? У кого свекла?». Ребёнок находит соответствующее изображение и повторяет слова: «У меня кабачок». Взрослый демонстрирует детям маленькую картинку с изображением предмета: «Это свекла. У кого она есть?». Ребёнок: «У меня свекла». Выигрывает тот, кто скорее соберёт все изображения предметов на карте. Если ребёнок не узнал изображение предмета и его наименование, картинка откладывается в сторону.

Таким образом, ребёнок лишь вспоминает слово на слух, ищет изображение предмета, дважды пассивно повторяет слово.

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Цели: Активизация словаря. Дать представление о внешнем виде транспортных средств (машина, её части, поезд, самолёт, пароход). Активизировать словарь детей за счёт слов (руль, колесо, кузов, легковая, грузовая, сидение, летит, едет, крылья, вагоны, труба, плывёт).

Взрослый по одной достаёт игрушки из коробки. Вместе с ребёнком рассматривает и описывает внешний вид игрушек, уточняет названия частей. Ребенок складывает изображения транспорта из двух частей. Для дальнейшего закрепления знаний, предлагается отгадывание загадок о транспорте.

«Кто живёт во дворе?»

Цели: Активизация словаря. Ввести в активный словарь детей название домашних птиц и птенцов: петух, курица – цыплёнок, утка – утёнок, гусь – гусёнок.

Ребенок рассматривает картинки с изображением курицы, петуха, утки, гуся. Потом подбирает каждой птице птенцов. От утки, курицы, гусыни убежали птенцы. Кто же убежал от курицы? Ребенок находит картинку — цыплята. Находят птенцов для других птиц. Ребенок рассматривает картинку с изображением курицы и цыплёнка, далее задаются вопросы по картинке: кто здесь нарисован? Что делает цыплёнок?

«Накроем стол к чаю»

Цели: Активизация словаря. Ввести в словарь детей названия предметов посуды, учить находить названные предметы среди прочих. Учить называть предметы посуды, знакомить с назначением посуды.

Взрослый объясняет, что к кукле пришли гости (мишка и зайка). Поэтому нужно накрыть стол к чаю. Ребенок выполняют поручения взрослого: поставь в середину стола хлебницу, рядом поставь чашки с блюдцами и положи чайные ложки. Что можно пить из чашки?

«Чего не хватает?»

Цель: Р асширение объема словаря наименованиями деталей предметов, частей тела животных; формирование представлений о предметах, о животных.

Оборудование: изображения предметов (животных) с недостающей деталью (частью тела) по изучаемой лексической теме, цветные карандаши.

Взрослый предъявляет детям картинки и задает вопрос об отсутствующей детали предмета, просит дорисовать ее: «Чего не хватает? Дорисуй». Ребенку необходимо правильно назвать недостающую часть, воспроизвести ее в рисунке.

Предлагаемые изображения: кастрюля без дна; грузовик без кабины; яхта без парусов; пиджак без рукава; корова без рогов; рыба без плавников; чашка без стенки; мотоцикл без фар; лодка без весла; платье без воротника; лошадь без копыт; цапля без клюва; чайник без крышки; автомобиль без дверцы; корабль без штурвала; рубашка без манжеты; слон без хобота; петух без крыла.

Кто чем занимается?”

Цель: Расширение словаря названиями профессий.

Оборудование: картинки, на которых изображены люди разных профессий.

Взрослый читает стихотворение:

Никогда мы не забудем,

Что умеют делать люди.

а далее взрослый называет профессию, а ребёнок с опорой на картинку должен назвать, что делает человек определённой профессии: повар – варит; повар – варит (готовит), учитель — учит …

Цель: Расширение объема словаря, развитие зрительной памяти.
Оборудование: набор предметных картинок по теме.

Ландыш Габдрахманова
Игры, направленные на развитие словарного запаса детей дошкольного возраста

Данная тема является очень актуальной, потому что овладение богатым словарным запасом дает возможность ребенку:

•общаться со сверстниками и взрослыми, выражать свои мысли;

•успешно обучаться в школе;

•понимать литературу и СМИ.

Развитие словарного запаса ребёнка – это процесс, направленный на обогащение словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов.

Есть различные методы развития словаря дошкольников. Это – наглядные, словесные, практические, игровые. Мы с вами рассмотрим игровые методы.

Игровые методы развития словарного запаса детей:

•вызывают у детей повышенный интерес;

•помогают концентрировать внимание на учебной задаче.

Вот некоторые из игр,направленных на развитие словарного запаса, которые я применяю на занятиях с детьми:

1. Игра «Чудесный мешочек».

Цель: расширение предметного словаря, в процессе расширения словаря обратить внимание на правильность грамматического оформления слов.

«Это мяч. Он красный с зеленой полоской, резиновый, круглый. Им можно играть с другом или бросать об пол».

2. Игры с мячом.

Цель: образование существительных множественного числа.

Месяц -месяцы; елка — …; птица — …; снежинка -…; кормушка — …; снеговик -…; горка — …; шуба — …; шапка- …; снегирь — … и т. д.

2.2 «Скажи ласково»

Цель: учить детей образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных.

Елка –елочка; иголка – иголочка; ветка – веточка; шишка – шишечка; шар – шарик, снег –снежок; лед – ледок; сани – саночки; мороз – морозец; зима – зимушка

3. Игра «Что приготовим?»

Цель: научить детей образовывать относительные прилагательные от существительных. Из яблока — яблочный пирог.

Из апельсина – апельсиновый сок.

Из помидора- томатный суп, и т. д.

Таким образом, игры являются очень эффективным методом для развития словарного запаса дошкольников.

Игры, направленные на развитие связной речи у дошкольников Цель:Оказание помощи родителям в овладении основными приемами развития фантазии и словесного творчества, способствующими совершенствованию.

Влияние дидактических игр по развитию речи на расширение и активизацию словарного запаса детей с нарушенным слухом «Влияние дидактических игр, используемых на занятиях по развитию речи, на расширение, закрепление и активизацию словарного запаса детей.

Игры, направленные на развитие умения различать эмоциональные состояния Игры, направленные на развитие умения различать эмоциональные состояния. Фотография Возраст участников: 3-х лет. Задачи: Познакомить.

Консультация для родителей «Игры с массажёром Су-Джок, направленные на развитие лексико-грамматических категорий у детей» «Игры с массажёром Су – Джок, направленные на развитие лексико-грамматических категорий у детей с ОНР» Общее недоразвитие речи (ОНР) –.

Консультация для воспитателей «Как важно вовремя начать работу по развитию словарного запаса у детей» Консультация для воспитателей «Как важно вовремя начать работу по развитию словарного запаса у детей» Уважаемые коллеги! Хочу предоставить.

Методическая разработка развития словарного запаса детей с особыми образовательными потребностями МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА развития словарного запаса детей с особыми образовательными потребностямиИщенко И. Н. Енакиевская СОШИ № 30 МОН.

Обогащение лексического запаса детей дошкольного возраста на примере работы со словом-доминантой «Гриб» тема: «Реализация технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (на примере работы со словом-доминантой «ГРИБ»).

Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста Закономерности развития словарного запаса старших дошкольников в онтогенезе Дошкольный возраст — период активного усвоения всех структур.

Проект по обогащению словарного запаса Тип: обучающий Цель: Обогащение словарного запаса; Формирование грамматического строя речи; Развитие.

Конспект занятия «Звук [Я] и буква Я. Развитие словарного запаса в речи детей» Тема; «Звук и буква Я» печатание её. Развитие словарного запаса в речи детей». Воспитатель: Чмыщенко Светлана Леонидовна. МАДОУ№30 «Дружба».


Статьи по теме